Найти тему
Петербург и всё такое

Было и стало: Зимний дворец. Малый Тронный и Гербовый залы. Ротонда

Оглавление

Пришёл очередной понедельник. Значит, продолжаем наш разговор об интерьерах музейного комплекса Эрмитаж. Сегодня посмотрим на залы. Было и стало: Зимний дворец. Малый Тронный и Гербовый залы. Ротонда.

Зимний дворец. Фото автора
Зимний дворец. Фото автора

Вы уже знаете, чем мы тут занимаемся. Сравниваем современные интерьеры комнат, залов, гостиных, галерей Эрмитажа (на моих фото) и их виды на акварелях 19-го века. И теперь, благодаря акварельным рисункам художников Э.Гау, К.Ухтомского и Л.Премацци, мы можем наслаждаться рассмотрением деталей оформления помещений Главной императорской резиденции — Зимнего дворца.

Эти картины поражают нас сегодня большим мастерством прорисовки деталей и точным построением перспективы. И невозможно поверить, что это не фотография. В этой статье рассмотрим два зала и Ротонду.

Петровский или Малый Тронный зал

Зимний дворец. Петровский (Малый тронный) зал. Акварель Э.Гау
Зимний дворец. Петровский (Малый тронный) зал. Акварель Э.Гау

Вот такую красоту подарил нам мастер архитектурной акварели Эдуард Петрович Гау. Петровский (Малый Тронный) зал. На картине видим, что колонны, пилястры и потолок искрятся золотом.

Зимний дворец. Фото автора
Зимний дворец. Фото автора

А так выглядит Малый Тронный зал сегодня. Золото минимизировано, добавлен белый фон.

Зимний дворец. Фото автора
Зимний дворец. Фото автора

Однако, белоснежные колонны и высветленный потолок смотрятся ярко и торжественно. Золота достаточно на капителях и фризе. А вот плафон (потолок) на старинной акварели расписан намного богаче.

Зимний дворец. Фото автора
Зимний дворец. Фото автора

И люстра со свечами роскошнее, чем современная, электрическая. Обстановка почти не изменилась — зал пустой. Поскольку это был Тронный зал, здесь совершались официальные приёмы.

Гербовый зал

Следующая акварель — Гербовый зал, белоснежный с золотом. Солнечно, торжественно и величественно. Великолепно.

Зимний дворец. Гербовый зал. Акварель Э.Гау
Зимний дворец. Гербовый зал. Акварель Э.Гау

Одна сторона освещается солнцем через огромные окна, другая (справа) — тоже солнцем, но уже отраженным в зеркалах. Такой архитектурный приём расширяет пространство. Бархатные алые портьеры перекликаются с красными банкетками напротив. Обратим внимание на скульптурные группы по обеим сторонам от входа. Я запечатлела ту, что справа.

Зимний дворец. Фото автора
Зимний дворец. Фото автора

Эти горельефы сохранены (или удачно восстановлены) и находятся на своих местах. Цвет банкеток изменён на более тёмный, вишнёвый. Потому как сегодня нет портьер на окнах.

Зимний дворец. Фото автора
Зимний дворец. Фото автора

В зале расставлены музейные экспонаты.

Зимний дворец. Фото автора
Зимний дворец. Фото автора

А вот этих дивных хрустальных светильников на акварели Э.Гау нет.

Зимний дворец. Фото автора
Зимний дворец. Фото автора

Люстры сохранены на такой же высоте. Но, опять же, на картине выглядят роскошнее. С длинным свечами они выглядят изящнее. (Или мне кажется?).

Зимний дворец. Фото автора
Зимний дворец. Фото автора

Напоминаю, что мы лишь сравниваем вид интерьеров Зимнего дворца на старинных акварелях и моих фотографиях. Было и стало.

Теперь нужно сказать пару слов о самой акварельной перспективной технике рисования. Художник Эдуард Гау сперва выбирал удачную точку, передающую пространство. Изучал чертежи, делал карандашные зарисовки перспективы и предметов интерьера. Затем карандашный рисунок переносил на чистый лист. И начиналась работа с цветом. Использовалась техника отмывки — многократно накладывались тонкие слои акварели для тональности. Белила применялись для придания предметам объёма. И чётко прорисовывались контуры.
На заключительном этапе работы Э.Гау использовал подслащённую воду и яичный желток. Тоны картины становились более глубокими. И поверхность закреплялась. Ювелирная работа. И фотографическая точность.
И получалась — настоящее произведение искусства — сказка!

Ротонда

Вот так выглядела Ротонда Зимнего дворца на акварели Э.Гау.

Зимний дворец. Ротонда. Акварель Э.Гау
Зимний дворец. Ротонда. Акварель Э.Гау

Огромные портреты императора Николая I и его жены Александры Фёдоровны в полный рост в золочёных рамах и бархатной драпировке являлись главным украшением Ротонды.

Зимний дворец. Фото автора
Зимний дворец. Фото автора

Сегодня Ротонда с потолочным фонарём прекрасна, но по-своему. Портреты находятся в другом месте, в Романовской галерее, почти рядом от Главной парадной лестницы. На их месте открылись двери в другие залы. Роспись потолка и прекрасный наборный паркетный пол сохранён. Точь-в-точь, как на акварели.

Зимний дворец. Фото автора
Зимний дворец. Фото автора

А вот люстра.... Где же она, прежняя, изумительная? Нет её...

Вот так мы совершили очередную, уже седьмую, прогулку по залам Зимнего дворца. И сравнили, как Было и Стало. Продолжение следует.

Спасибо за прочтение статьи! Спасибо за лайки/комменты/подписки! Берегите себя! До встречи!

Читайте первые части: