Пришёл очередной понедельник. Значит, продолжаем наш разговор об интерьерах музейного комплекса Эрмитаж. Сегодня посмотрим на залы. Было и стало: Зимний дворец. Малый Тронный и Гербовый залы. Ротонда.
Вы уже знаете, чем мы тут занимаемся. Сравниваем современные интерьеры комнат, залов, гостиных, галерей Эрмитажа (на моих фото) и их виды на акварелях 19-го века. И теперь, благодаря акварельным рисункам художников Э.Гау, К.Ухтомского и Л.Премацци, мы можем наслаждаться рассмотрением деталей оформления помещений Главной императорской резиденции — Зимнего дворца.
Эти картины поражают нас сегодня большим мастерством прорисовки деталей и точным построением перспективы. И невозможно поверить, что это не фотография. В этой статье рассмотрим два зала и Ротонду.
Петровский или Малый Тронный зал
Вот такую красоту подарил нам мастер архитектурной акварели Эдуард Петрович Гау. Петровский (Малый Тронный) зал. На картине видим, что колонны, пилястры и потолок искрятся золотом.
А так выглядит Малый Тронный зал сегодня. Золото минимизировано, добавлен белый фон.
Однако, белоснежные колонны и высветленный потолок смотрятся ярко и торжественно. Золота достаточно на капителях и фризе. А вот плафон (потолок) на старинной акварели расписан намного богаче.
И люстра со свечами роскошнее, чем современная, электрическая. Обстановка почти не изменилась — зал пустой. Поскольку это был Тронный зал, здесь совершались официальные приёмы.
Гербовый зал
Следующая акварель — Гербовый зал, белоснежный с золотом. Солнечно, торжественно и величественно. Великолепно.
Одна сторона освещается солнцем через огромные окна, другая (справа) — тоже солнцем, но уже отраженным в зеркалах. Такой архитектурный приём расширяет пространство. Бархатные алые портьеры перекликаются с красными банкетками напротив. Обратим внимание на скульптурные группы по обеим сторонам от входа. Я запечатлела ту, что справа.
Эти горельефы сохранены (или удачно восстановлены) и находятся на своих местах. Цвет банкеток изменён на более тёмный, вишнёвый. Потому как сегодня нет портьер на окнах.
В зале расставлены музейные экспонаты.
А вот этих дивных хрустальных светильников на акварели Э.Гау нет.
Люстры сохранены на такой же высоте. Но, опять же, на картине выглядят роскошнее. С длинным свечами они выглядят изящнее. (Или мне кажется?).
Напоминаю, что мы лишь сравниваем вид интерьеров Зимнего дворца на старинных акварелях и моих фотографиях. Было и стало.
Теперь нужно сказать пару слов о самой акварельной перспективной технике рисования. Художник Эдуард Гау сперва выбирал удачную точку, передающую пространство. Изучал чертежи, делал карандашные зарисовки перспективы и предметов интерьера. Затем карандашный рисунок переносил на чистый лист. И начиналась работа с цветом. Использовалась техника отмывки — многократно накладывались тонкие слои акварели для тональности. Белила применялись для придания предметам объёма. И чётко прорисовывались контуры.
На заключительном этапе работы Э.Гау использовал подслащённую воду и яичный желток. Тоны картины становились более глубокими. И поверхность закреплялась. Ювелирная работа. И фотографическая точность.
И получалась — настоящее произведение искусства — сказка!
Ротонда
Вот так выглядела Ротонда Зимнего дворца на акварели Э.Гау.
Огромные портреты императора Николая I и его жены Александры Фёдоровны в полный рост в золочёных рамах и бархатной драпировке являлись главным украшением Ротонды.
Сегодня Ротонда с потолочным фонарём прекрасна, но по-своему. Портреты находятся в другом месте, в Романовской галерее, почти рядом от Главной парадной лестницы. На их месте открылись двери в другие залы. Роспись потолка и прекрасный наборный паркетный пол сохранён. Точь-в-точь, как на акварели.
А вот люстра.... Где же она, прежняя, изумительная? Нет её...
Вот так мы совершили очередную, уже седьмую, прогулку по залам Зимнего дворца. И сравнили, как Было и Стало. Продолжение следует.
Спасибо за прочтение статьи! Спасибо за лайки/комменты/подписки! Берегите себя! До встречи!
Читайте первые части: