Найти тему

"Космический" пунктуационный анализ

12 апреля - День космонавтики. В связи с этим предлагаю пять тематических заданий по пунктуационному анализу на основе текстов с космической тематикой. И праздник отметим, и кругозор учеников расширим, и к ОГЭ подготовимся.

1. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.

Выходы в открытый космос и работы вне корабля (1) одно из самых важных направлений деятельности космонавтов. Для работы в открытом космосе (2) и был создан скафандр «Орлан». Его масса (3) 110 килограммов (4) а размер может быть изменён в зависимости от физических данных космонавта. В таком скафандре можно работать в открытом космосе в течение семи часов. На перчатке скафандра (5) зеркало. Оно позволяет увидеть (6) что находится за спиной (7) или заглянуть в труднодоступные места корабля.

2. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

В феврале 1985 года орбитальная станция «Салют-7» стала неуправляемой (1) сигналы со станции до земли не доходили (2) она летала на орбите безответной грудой металла. Перед Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных была поставлена задача (3) им надо было подлететь к станции (4) осмотреть её и по возможности восстановить. Космонавты сделали невозможное (5) они на ручном управлении без наводящих сигналов подошли к «Салюту-7» и пристыковались. Страхуя друг друга (6) Джанибеков и Савиных попали на станцию. Позже Савиных в своей книге «Записки с мертвой станции» писал (7) «Жуткая тишина (8) непроницаемая темень и космический холод. Такой обнаружили мы станцию «Салют-7». Причина молчания «Салюта-7» оказалась в сбое управляющей команды (9) аккумуляторы перестали заряжаться от солнечных батарей. Космонавты вышли в открытый космос и установили на ней дополнительные батареи.

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Производят космический хлеб в Научно-исследовательском институте хлебопекарной промышленности (1) но он выглядит не как привычная на Земле буханка (2) а состоит (3) как бы из нескольких маленьких буханок. Это связано с тем (4) что если в космосе начать резать хлеб (5) то крошки разлетятся по станции и могут навредить работе техники и космонавтов. Поэтому (6) космический хлеб сразу разделен на небольшие кусочки (7) которые едятся быстро и не крошатся.

4. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В 1965 году американский астронавт (1) Джон Уоттс Янг контрабандой пронёс на космический корабль бутерброд с солониной. В то время (2) космическая пища в тубах быстро портилась и становилась невкусной (3) поэтому (4) идея захватить с собой земную еду показалась американцу удачной. Когда он начал есть сэндвич (5) крошки едва не залетели в его дыхательные пути и в системы корабля (6) однако астронавтам удалось быстро их ликвидировать. Этот эпизод получил название «сэндвичевый инцидент» (7) и едва не стоил карьеры Джону Янгу.

5. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.

Город Киров (1) родина космонавтики. В XIX веке здесь проживала семья К.Э. Циолковского (3) великого русского учёного. В 1988 году по инициативе дважды Героя Советского Союза (4) лётчика-космонавта СССР В.П.Савиных состоялось открытие музея К.Э. Циолковского. А в 2018 году открылся Детский космический центр. Сегодня музей (5) это уникальный многофункциональный комплекс (6) включающий в себя историческое здание и современный космический центр (7) оснащённый экспозиционными (8) выставочными и интерактивными залами с высокотехнологичным оборудованием и роботами.

Файл с заданиями и ответами для распечатки можно скачать здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК.