Рассказывает Даша Бурнашева:
«Третий человек» / The Third Man (1949)
реж. Кэрол Рид
Автор дешевых вестернов Холли Мартинс (Джозеф Коттен) приезжает в послевоенную Вену по приглашению друга детства Гарри Лайма (Орсон Уэллс). Когда он приходил по назначенному адресу, оказывается, что друга недавно насмерть сбила машина. На похоронах Холли знакомится с загадочной девушкой Анной и майором Кэллоуэем, который рассказывает ему, что Гарри был одним из главных венских гангстеров. Холли в это не верит, но начинает собственное расследование смерти друга.
«Третьего человека» точно стоит смотреть ради безумно красивой операторской работы. Не просто так оператор Роберт Краскер получил за фильм Оскар в 1951 году. Его весь хочется разобрать на скриншоты, распечатать, повесить в каждой комнате и любоваться.
А вот сюжет подкачал, хоть это и довольно частая история с нуарами. Герои творят что-то странное, а драма высосана из пальца — все носятся вокруг откровенно гнилого персонажа, пытаясь убедить нас в том, что ему надо посочувствовать.
—-----------------------------------------------------------------------------
Рассказывает Игорь Дорогов:
«Экспресс» (2022)
Реж. Руслан Братов
Фильм рассказывает о бравых похождениях простого «пацанчика» с Северного Кавказа Саши Сосланова (по прозвищу Сос). Вся его жизнь заключается в преодолении трудностей и поиске фарта: добиться ответной любви от преподавательницы Нины, не быть отчисленным из колледжа и выселенным из общежития, вместе с другом найти скинутую «закладку» и на несколько часов изменить сознание. А главным Ultima Thule для него служит заветная мечта выиграть на ставках «лям» благодаря «экспрессу» – угаданным результатам восьми событий подряд.
И вот однажды Сос платит очередному лоху 300 рублей, регистрирует на него букмекерскую карту и на свободный «косарь» делает восемь ставок. Результаты начинают сбываться один за другим, но карточка-макгаффин бесследно теряется. Сос отправляется по горячим следам на поиски, встречая на своем пути разных персонажей, прекрасно олицетворяющих жизнь в российской глубинке и конкретно на Кавказе. В фильме невероятный актерский ансамбль, состоящий практически полностью из непрофессиональных актеров. Но отсутствие актерского опыта не мешает создавать узнаваемое внутрикадровое пространство и знакомые аудитории ситуации. Зрителю вместе с героем фильма будет и смешно, и страшно одновременно. Особенно веселым кажется фрагмент об убийстве с помощью утюга и самоубийствах жениха и невесты перед свадьбой.
«Экспресс» – это авантюрная комедия, отлично представляющая не самый популярный сейчас жанр, и философская притча о поисках удачи. Одно прекрасно дополняет другое. Руслан Братов снял чуткий фильм о непростой жизни в пространстве, ограниченном Кавказскими горами, но без претенциозности сокуровских учеников на неизмеримую глубину и без щемящей тоски от невыполнимого желания вырваться.
—-----------------------------------------------------------------------------
Рассказывает Амалия Бабаян:
«Тетрис» / Tetris (2023)
Реж. Джон Бейрд
На этой неделе Apple TV+ выпустил долгожданный «Тетрис» — основанный на реальных событиях фильм о видеоигре, разработанной в середине 80-х в СССР, с Тэроном Эджертоном и Никитой Ефремовым в главных ролях.
Хэнк Роджерс, нидерландский дизайнер и издатель видеоигры из Японии, буквально влюбился в разработку советского программиста Алексея Пажитнова и устроил себе вояж за железный занавес, чтобы заполучить права на игру. Он ставит на кон все ради этого: соглашается на повышенные ставки с партнерами, закладывает квартиру и даже рискует собственной свободой, отправляясь в СССР с бизнес-кейсом по туристической визе. На его пути встают британские бизнесмены и советский чиновник, а Пажитнов ничем не может помочь, так как не имеет права распоряжаться своим изобретением и получать от него прибыль.
Мало кто знает и помнит, что наряду с космической и ядерной гонок, в период холодной войны велась еще одна — за распространение «Тетриса» за пределами Советского Союза. Вообще, это поразительная история о том, как Запад умудрялся пользоваться советскими разработками даже без утечки мозгов, по сути, устроив утечку материала, ведь изначально «Тетрис» вылез в мир не совсем легально. Просто в СССР не уточнили в контракте слово «компьютер».
Конечно, без клюквы не обошлось. Нам показывают, как Пажитнов создает легендарную игру на своем стареньком «Электроника 60» под «Калинку-малинку» (кстати, в очень классной аранжировке); люди на московских улицах ловят такси пачкой сигарет «Волга»; советская молодежь требует свободы и кока-колы. Иностранец тоже в мерукарикатурный: ковбойские сапоги, хорошее настроение и непоколебимая уверенность в своем успехе. И все это вызывает только улыбку.
В фильме интересно показана разница между «своими» и «чужими». И в этом смысле у Эджертона и Ефремова получился весьма успешный тандем. Иностранцы пытаются купить, а русские «не продаются», первые нарушают правила, вторые повинуются, у одних Левайс, у других — Левис. Но на деле выясняется, что не такие уж мы и разные и объединяет нас стремление в будущее. В будущее, где уже нет железного занавеса, инновации поощряются, а русский может пригласить иностранца к себе домой и навестить его заграницей.
—----------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!
#самисмотрим