Сегодня, в День сброса зимней шкурки, предлагаем вспомнить историю главного модного магазина Петербурга ☺
Весной 1907 года в Петербурге распахнул свои двери роскошный пятиэтажный магазин «Эсдерс и Схефальс» на углу Мойки и Гороховой улицы.
Дворец торговли готовым женским и мужским платьем стал первым в России многоэтажным универмагом. У посетителей просто глаза разбегались от разнообразия модных вещей...
Это было грандиозное предприятие! Новейшее торговое оборудование и разнообразные товары. В штате тысяча безукоризненно вежливых, вышколенных сотрудников. Интерьеры привлекали, восхищали и соблазняли на покупки. Было продумано все, вплоть до собственной команды пожарных и страховки от пяти страховых обществ. Для привлечения иногородних покупателей выпускались иллюстрированные каталоги-прейскуранты с последними сезонными модами почти на 100 страницах. Они рассылались бесплатно по России. Товары можно было заказать, не выходя из дома. Прямо как сейчас 😀, но только более ста лет назад.
Название
Поначалу торговый дом назывался по имени владельцев — Стефана Эсдерса и Карла Схефальса, предпринимателей из Бельгии и Голландии. Однако имена эти и произнести, и запомнить петербуржцам было непросто. Локальным ориентиром для универмага стал расположенный рядом Красный мост через Мойку. Про магазин так и говорили: тот, что у Красного моста. С течением некоторого времени народное прозвище стало официальным — «У Красного моста». Для истинных франтов и щеголей, следующих за французской модой, появился французский вариант — Au Pont Rouge.
Архитектурная ошибка?
Здание универмага вызывало недовольство у многих жителей. Критики утверждали, что это архитектурная ошибка, безвкусица и «триумф бога торговли над сакральным пространством империи».
Масштабное сооружение в пять этажей с мансардой, куполом и шпилем имело высоту 58 метров. Новая высотная доминанта в центре города была выше Зимнего дворца и составляла конкуренцию петербургской классике — Исаакиевскому собору и Петропавловской крепости. Башня и металлический шпиль в виде жезла Меркурия — бога торговли — влияли на зрительное восприятие шпиля Адмиралтейства в перспективе Гороховой улицы.
Хозяева грандиозного петербургского здания сделали отличный ход. Они провозгласили, что жезл-кадуцей на башне символизирует коммерческое благополучие Петербурга. Кто же будет возражать против благополучия
Творческое заимствование
Владимир Липский и Константин де Рошфор, дерзкие петербургские архитекторы, вдохновлялись только что выстроенным зданием компании «Зингер» на Невском проспекте.
Для своего проекта на Мойке они позаимствовали масштабность, фасадное остекление, башню с куполом и металлический каркас с железобетонными опорами. Вместо скульптур — штукатурный растительный орнамент.
Чем торговали
В универмаге можно было купить мужское, дамское, форменное и детское платье, макинтоши, меховые вещи из красной лисицы, крота, каракуля, палантины из горностая, боа, муфты, валенки для лыж и охоты, вуаль, кружева, перья, корсеты, гамаши, кожаные пиджаки для автомобилистов, ливреи, офицерские шпоры, галоши, галстуки, фотографические принадлежности, модные журналы и многое другое.
Реакция на запросы покупателей была мгновенной, даже на капризы женской моды. В 1909 году линия талии на платьях слегка повысилась, а к 1910-му юбки стали более узкими. Торговый дом у Красного моста реагировал молниеносно. Дневные и вечерние дамские платья с завышенной талией и прямой юбкой предлагались в немалом ассортименте. В начале 1910-х становится популярным ориентализм. В магазине сразу появилась одежда в ярких восточных красках со сложным декором. Новомодная деталь гардероба — юбка-шаровары. Только выбирай, примеряй и покупай!
Мужская мода, конечно, более консервативна. Тут дело в деталях — то пиджак короче, то лацканы длиннее, то брюки уже. На витринах петербургского универмага — любые фасоны. К ним последний писк моды головных уборов: канотье соломенные, котелки и хомбурги — фетровые шляпы с узкими загнутыми полями и продольной вмятиной. Мировая новинка — мужские рубашки, которые застегиваются спереди, а не надеваются через голову. Такие сорочки висели на вешалках в магазине и ждали своих джентльменов.
Кстати, торговый дом имел первоклассные швейные мастерские. Ушить платье, подшить брюки или даже пошить новый жилет — все было готово в течение 24 часов.
Это успех!
В светском обществе стали хвастаться приобретенными нарядами от Эсдерса и Схефальса. Магазин был очень дорогой и престижный, хотя в своей рекламе он стремился уйти от акцента на платежеспособность покупателя. Упор был на качество товара: «При сравнении прочности наши товары дешевле, при сравнении цен наши товары прочнее».
Поделиться впечатлением от покупок и посплетничать о жизни высшего света столицы можно было сразу в магазине — в кафе за чашкой чая с пирожным.
Для состоятельной публики торговые ряды и маленькие лавки, тесные магазины и портновские мастерские ушли в прошлое. Успех магазина был огромный. За покупками приходили даже члены царской семьи. Правда, что именно покупали дочери и супруга Николая II, история умалчивает.
98 лет «швейной» жизни
Торговый дом «Эсдерс и Схефальс» проработал десять лет. После революции был закрыт. Потом в здании работала швейная фабрика, на которой шили обмундирование для армии, мужские пальто, сорочки, костюмы. Купол со шпилем разобрали.
Здание вернуло облик в 2015 году. Сейчас здесь универмаг Au Pont Rouge.