Найти в Дзене

Ущелье Темиар

Ущелье Темиар над Ялтой давно манило нас своей неизведанностью. Зажатое между гребнями Кизил-Кая и Иограф, оно спрятало в своих теснинах скромную горную речку, недоступные каскады, водопады с интригующей воображение купелью Дианы… Однажды мы попытались добраться до таинственной купели, возвращаясь из ущелья Люки мимо секвойевой рощи у родника Бабу-Корыто — речку-то мы нашли, даже попытались чуть подняться по ней. Это оказалось довольно-таки напряжно. Поэтому первую же попавшуюся ванночку мы и приняли за ту самую купель. Конечно, ошибочно, но дальше нас дебри не пустили. Уже позже мы узнали, что прозевали начало тропы — путь снизу лежит вдоль акведука, который надо высматривать на склоне справа, когда идёшь по дороге от Бабу-Корыто. Прошло полгода... И вот теперь уже весной — и благодаря подсказкам известного ялтинского фотографа Сергея Титова — мы всё же отыскали путь в ущелье Темиар. Дорога эта начинается от верхней точки Дарсановской улицы. И если на Иограф от неё — влево вверх

Ущелье Темиар над Ялтой давно манило нас своей неизведанностью. Зажатое между гребнями Кизил-Кая и Иограф, оно спрятало в своих теснинах скромную горную речку, недоступные каскады, водопады с интригующей воображение купелью Дианы… Однажды мы попытались добраться до таинственной купели, возвращаясь из ущелья Люки мимо секвойевой рощи у родника Бабу-Корыто — речку-то мы нашли, даже попытались чуть подняться по ней. Это оказалось довольно-таки напряжно. Поэтому первую же попавшуюся ванночку мы и приняли за ту самую купель. Конечно, ошибочно, но дальше нас дебри не пустили.

-2

Уже позже мы узнали, что прозевали начало тропы — путь снизу лежит вдоль акведука, который надо высматривать на склоне справа, когда идёшь по дороге от Бабу-Корыто. Прошло полгода... И вот теперь уже весной — и благодаря подсказкам известного ялтинского фотографа Сергея Титова — мы всё же отыскали путь в ущелье Темиар.

-3

Дорога эта начинается от верхней точки Дарсановской улицы. И если на Иограф от неё — влево вверх, то к Темиар — вправо вниз. Главное не разгоняться и не пропустить на спуске перпендикуляр нужной тропы. И мы отправились на поиски, попутно любуясь весенним лесом. Он был полон цветущих примул — невероятные, разноцветные клумбы среди шишек и опавшей хвои.

Пахло разогретыми солнцем соснами. Сперва укрытая лесом, тропа вскоре вынырнула под жёлтые скалы. Путь в ущелье был найден.

-5

Тропка, вначале пологая, вскоре сделалась крутой и каменистой. Время от времени от неё отделялись и убегали вверх по крутому боку горы тоненькие, но решительные ответвления. Похоже, это категоричные смельчаки лезли в лоб на хребет Игораф.

-6

А ущелье делалось всё масштабнее и дремучей. Однако ж, невзирая на дремучесть, в нём оказалось довольно людно — возможно, причиной тому был воскресный день…

-7

На широкой площадке перед спуском к водопадам обнаружилась целая экскурсионная группа, галдящая, спорящая, фотографирующаяся и переобувающаяся… Водопады гудели где-то под скалами, вне зоны видимости. Под площадкой открывались будоражащие воображение и щекочущие нервы обрывы. Мы решили пока подняться к истоку реки, чтобы разминуться с шумными попутчиками и не застить друг другу природных красот…

-8

Это место стоило долгого подъёма! Исток реки Темиар — могучая струя ледяной кристально-чистой воды — вырывался из скалы с рёвом и брызгами.

-9

Широкими прядями разбегались по зелёным мшистым камням струи водопада — словно сверкающие серебром расплетённые косы. Вода пробивала себе то тут, то там дорогу внутри скалы. Из камня выступали узловатые, тропического вида то ли стволы, то ли корни, и свешивались с каменного откоса роскошные лианы. А на влажных полянах под истоком росли подснежники и примулы — разноцветные кустики-клумбы прямо посреди журчащих прозрачных ручьёв, «по пояс в воде». Мы долго стояли под скалой, слушая рёв воды и подставляя ладони под тугие, упругие струи, и любовались, как искрится солнце в хрустальной воде. А потом сидели на бревнышке, на полянке среди примул и ручейков, обедали, и мечтали только, чтобы никто не нарушил нашего уединения с этой волшебной дремучестью…

Узкой тропкой мы вернулись назад к давешней полянке-развилке и по-над кручей ущелья аккуратно поползли вниз к реке. Несомненно, это место заслуживало, чтобы его увидеть! Каскады водопадов, может, и не поражают воображение, но вкупе с местом — диким и первозданным — не отпускают от себя. Белые струи обрушиваются в яркие зелёные озерца, скалы оправлены в изумрудные сплетения ветвей и лиан. Чудное место, сказочное место…

И никого вокруг — только скалы, вода и напоённый сыростью и прохладой, заключённый меж каменных стен простор. Даже жутковато немножко — ведь по легенде, юношу, увидевшего купающуюся в водопаде прекрасную богиню, Диана способна превратить в оленя. И скакать ему вечно по крымским кручам. Так что стоит остерегаться купающихся диан в ущелье Темиар — идёт молва, что женщина, искупавшись в этой купели, станет прекрасней и моложе — а богиня она или нет не узнаешь, пока не станешь оленем!

-12

Река с рёвом убегала вниз, в жутковатые обрывы — подходить к ним, чтобы заглянуть вглубь ущелья, было довольно жутковато…

На уже родной полянке мы увидели, как плотные облака закрывают нам Ялту, всю долину внизу, грозя поглотить её целиком.

-14

Но не поглотили — улетели в горы, застряли на каменных гребешках белыми шапками.

-15

И немного припугнули нас начавшейся моросью — скользить вниз по крутой тропе было бы очень неприятно.

-16

Однако обошлось, и спуск наш прошёл без приключений. Мы вышли к подножиям гор, на зелёные по-весеннему лужайки.

-17

Солнца уже не было, вершины кутались в облачность. Сизыми конусами высились над полянами горы, и рыжими полосками бежали тропки среди зелёных трав. Наше путешествие в глушь Темиар закончилось. Но день продолжался — и нас ждала любезная нашим сердцам Ялта...

-18

Ялта, 7 апреля 2013 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...