Найти тему
Про кино и вокруг кино

Фильм, за который голливудский режиссер в СССР был назван "пропагандистом коммунизма"

Фрэнк Капра был, наверное, самым успешным голливудским режиссером 30-х годов. Кому еще удавалось за 4 года получить 4 премии Оскар.

Фрэнк Капра
Фрэнк Капра

Первую статуэтку Капре вручили за режиссуру фильма "Это случилось однажды ночью" в 1935 году. После съемок этой картины он тяжело заболевает - сказалась сильная усталость, Капра снимал по несколько фильмов в год. Режиссер решает пересмотреть темп своей работы и более тщательно готовиться к съемкам своих картин. Капра подумывает экранизировать "Анну Каренину" или Достоевского, но решает, что не настолько хорошо понимает русскую душу, чтобы снимать кино по отечественной классике.

Капра обращается к более близкой для себя теме и снимает остросоциальную комедию "Мистер Дидс переезжает в город", рассказывающую о деревенском парне, получившим огромное наследство.

Лонгфелло Дидс - обычный молодой человек из маленького провинциального городка Мандрейк-Фоллс. И вот ему, никогда не выезжавшему за пределы своего города, приходится ехать Нью-Йорк, так как погибший в автокатастрофе дядюшка-миллионер завещал Дидсу все свое состояние. Но наследство не приносит счастья герою. В Нью-Йорке он становится объектом насмешек, за счет Дидса пытаются поживиться все, кому не лень, а репортеры устраивают на молодого человека настоящую охоту.

В роли Дидса Капра видел Гэри Купера. Только Купер, по мнению режиссера, сможет достоверно преобразиться в играющего на тубе простоватого парня кристальной честности. Капре пришлось ждать шесть месяцев, пока Купер сможет приступить к съемкам, что принесло издержки в размере 100 тысяч долларов.

"Мистер Дидс переезжает в город"
"Мистер Дидс переезжает в город"

Журналистку Луизу Беннет должна была играть Кэрол Ломбард, но за 3 дня до начала съемок актриса разорвала контракт из-за предложенной ей роли в фильме "Мой человек Годфри". Времени на поиски другой актрисы было не так много и не устраивая больших кастингов в картину была взята Джин Артур, малоизвестная старлетка, не имевшая за плечами заметных ролей. Позже Капра рассказывал, что никогда более не встречал настолько нервных актрис. Артур была совершенно неуверена в себе, и так переживала за сыгранные сцены, что после каждого дубля закрывалась в гримерке и рыдала. Но перед камерой Артур держалась идеально и стала любимой актрисой Фрэнка Капры. "Мистер Дидс переезжает в город" Джин посмотрела только в 1972 году, когда вместе с Капрой приезжала на кинофестиваль в Даллас. В отличие от Артур, Гэри Купер чувствовал себя на съемочной площадке комфортно - между сценами актер ложился на пол, натягивал шляпу на глаза и засыпал.

"Мистер Дидс переезжает в город"
"Мистер Дидс переезжает в город"

"Мистер Дидс переезжает в город" был номинирован на пять Оскаров в номинациях "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучшая мужская роль", "Лучший сценарий" и "Лучший звук". Статуэтки получил только Фрэнк Капра как лучший режиссер.

В Советском Союзе "Мистер Дидс переезжает в город" был принят более чем благодушно. Советам понравилось, что картина затрагивает проблемы бедного населения Америки, Капра был назван "пропагандистом коммунизма", что немало удивило самого режиссера.

Планировалось снять продолжение под названием "Мистер Дидс едет в Вашингтон", но Гэри Купер на момент съемок был занят. Решено было снимать отдельный фильм, который назвали "Мистер Смит едет в Вашингтон". В главных ролях снялись Джеймс Стюарт и Джин Артур. Фрэнк Капра получил за этот фильм свою очередную номинацию на Оскар.

В 2002 году был снят ремейк под названием "Миллионер поневоле", главные роли сыграли Адам Сэндлер и Вайнона Райдер.

В "Мистере Дидсе..." Капра общается со своим зрителем с позиции назидателя. Он пытается показать, что деньги не являются необходимым условием для счастья. Хотя боюсь, немногие согласятся с такой позицией - деньги вряд ли могут стать помехой для счастливой жизни, главное научиться правильно ими распоряжаться.

Поднимаются вопросы "нормального" и "ненормального" поведения. Насколько тяжело эксцентричным людям жить в обществе, ограниченном определенными рамками, где шаг вправо, шаг влево и тебя уже могут принять за сумасшедшего.

Несмотря на затронутые проблемы, фильм легкий, многие сцены вызывают улыбку. Персонаж Гэри Купера, несмотря на свою причудливость, располагает к себе искренностью, добротой и прямолинейностью. Не первый раз замечаю, что суды в старом голливудском кино походят на фарс. Меня это почему-то сильно триггерит, но это уже мои проблемы)) А так вполне могут посоветовать "Мистера Дидса..." всем любителям классического кинематографа Голливуда.