Найти тему
Самая простая мама

Дидактические упражнения и игры по развитию речи для детей с ОВЗ

Оглавление
Добрый день, дорогие друзья и гости канала! Меня зовут Александра, мне 28 лет. У меня две замечательные дочки-погодки с разницей 1 год и 4 месяца. Сейчас им 3 и 4 года. У старшей дочери статус ОВЗ, диагноз: стёртая дизартрия. Младшая дочь проходит ПМПК

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).

Игра – основная деятельность детей с ОВЗ дошкольного возраста - в процессе, которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Фото из сети Интернет darfix.ru
Фото из сети Интернет darfix.ru

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания.

Развитие делового эмоционального общения.

Игра «Позови»

Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети сидят за столом. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом – покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Сережей. Сережа с кем ты хочешь играть? Позови».

Мальчик зовет другого ребенка: «Диана иди играть».

Через некоторое время Сережа садиться, теперь Диана зовет следующего ребенка.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Игра «Зайка»

Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями своих товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.

Ход игры. Дети взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

На слова «зайка, зайка, попляши…» дети останавливаются и хлопают в ладоши.

«Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Игра «Чего не хватает»

Цель: продолжать учить деловому общению, обращаться к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь (спасибо) или допускать употребление указательного жеста.

Оборудование: из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, кабина, два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса и д.т).

Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет.

Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из деталей предмет. Дети складывают и обнаруживают отсутствие необходимой детали и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать.

Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Анжелика Алексеевна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т.д.

Педагог раздает недостающие детали и дети завершают свое изображение.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Игра « Помоги»

Цель : Вызывать потребности в деловом общении; учить использовать в общении простейшие слова и выражения ( «дай», «на», «дай это», «не это», «подержи», « возьми», «возьми это»), а также жесты ( указательный); учить при общении называть друг друга по имени .

Оборудование: кукла (мишка), кукольная мебель, посуда, расческа, одежда.

Ход игры. Педагог показывает детям кровать, на которой спит кукла, и говорит, что сейчас они ее разбудят, оденут, причешут и покормят. Предлагает детям рассмотреть все предметы, которые понадобятся кукле, они находятся на столе. Здесь же на столе стоит кукольная мебель ( кровать, стол, стул). Педагог говорит : «Одевать куклу и причесывать ее будет Света, а Диана будет помогать- подавать все, что попросит Света». Дети вместе с педагогом рассматривают приготовленные предметы, называют их. После этого Диана садится за стол рядом с разложенными предметами, а Света поднимает куклу, сама определяет порядок одевания платья, туфель просит Диану подать тот или иной предмет, называя его. Просьба может быть выражена словом « дай» и указательным жестом. Диана приносит ей каждый из предметов по одному. Если Свете трудно одной надеть кукле платье или тапочки и т.д., то она просит помочь Диану, говоря: «Диана помоги», «Диана подержи», «Иди сюда». Возможно употребление простых слов и выражений и даже простых голосовых реакций, чтобы привлечь внимание Дианы и попросить у нее помощи.

После того как кукла будет одета и причесана, роли меняются- кормит куклу Диана ,а Света помогает ей, по ее просьбе подает посуду по предмету. Педагог подводит итог - дети работали дружно, Помогали друг другу: «Диана дала Свете платье, туфли, расческу, а Света одела и причесала куклу. Света дала тарелку, ложку, чашку и конфеты, а Диана накормила куклу и напоила ее чаем». Кукла благодарит детей.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Таким образом, подводя итог, мы можем сделать вывод, что дидактическая игра является широко распространенным методом активности речевого развития дошкольников с ОВЗ. Следовательно, логопедам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей при помощи дидактических игр. Это поможет детям с ОВЗ обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками.

По материалам https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/514040-didakticheskaja-igra-kak-sredstvo-razvitija-r и https://infourok.ru/didakticheskie-uprazhneniya-i-igry-po-razvitiyu-rechi-dlya-detej-s-ovz-4174060.html