Месть- это дело чести (Белинский)
В начале 90-ых годов во времена Ичкерии мужское население Чечни чуть ли не поголовно имело при себе личное оружие. Купить такое оружие не представляло труда. Свободно продавалось и покупалось. Без всякой бюрократии с оформлением бумаг и пр. Журналисты, побывавшие в то время на улицах Грозного, заметили одну появившуюся особенность- вооруженные люди по отношению друг к другу стали очень вежливимы, ссор, скандалов, ругани не то чтобы мало стало, а исчезло совсем. Иными словами уравнитель шансов в лице личного оружия способствует воспитанности и побуждает к вежливости.
На Кавказе холодное оружие (а в последствии и огнестрельное) входило как бы сейчас сказали в дресс-код обычного кавказца. Кинжал был необходим для повседневного ношения. Отсюда и появлялась привычка чуть что хвататься за оружие и, как следствие, тяжелые последствия
Хорошо когда есть институты власти: тут и МВД с Росгварией, Прокуратура с СК, судейство с пенитенциарной системой. А когда всего этого нет и никогда не было? Были вольные общества. Все равны. Никто ни над кем не стоит. Но и органов власти тоже нет. Их и не было в большинстве регионов Северного Кавказа до второй половины Х1Х века. А как то ж надо было регулировать наказания за большие и малые преступления. Вот и отразились в веками устаявшихся адатах вопросы кровной мести. Они были строго структурированы по всем вопросам. Не осталось ни одной темы которая бы не была отражена в этих подзаконных актах.
Нельзя сказать что кровная месть была присуща только народам Северного Кавказа. Упоминание "смерь за смерть" имеется в законах Новуходоносора, Библия говорит немного по другому, но смысл тот же "жизнь за жизнь" или "око за око" Кровная месть была в Албании, некоторых областях Италии, на Ближнем Востоке, да и на Руси до Х1V века.
Всякое убийство требовало ответных мер. Причем к ответу зачастую привлекался не только совершивший убийство, но ближайшие родственники-мужчины (порой до 7 человек). И посему тухумы были сплоченными, старшие тухума контролировали остальных, но и в обиду тоже никому не давали своих.
Совершенное убийство не могло быть не отомщенным. Это становилось не правом, а обязанностью родственников убитого.
Но были и исключения из правил
По адату дозволялось безнаказанно убить:
- каждому своего кровника,
- насилуюшего, нападавшего из засады, грабителя и обьявленного врагом всего общества,
-хозяину дома или поля-вора, пойманного на месте преступления,
-заставшего при прелюбодеянии, при этом убить надо было обоих, иначе это считалось убийством,подлежащем мщению,
-похитителя женщины при преследовании родственниками женщины,
- хозяина собаки из-за которой погиб человек.
Все эти убийства не носили каких - либо ответных мер
Убийцей всегда признавался один человек. За исключением случаев, когда убийцу определить было сложно. Например, в массовой драке. В таком случае количество убийц определялось по количеству ран на теле убитого.
За убийство беременной женщины кровомщению подлежат двое: убийца и его ближайший родственник из числа мужчин.
К безусловной смерти никого не приговаривали. Не было такого механизма для исполнения подобного приговора. Но были такие случаи, в которых предоставлялось право убивать виновного безнаказанно всякому кто захочет и может это сделать. Например, виновный в воровстве в мечети, разрушившего мост или мельницу. Виновного сначала штрафовали в 12 кратном размере от нанесенного ущерба, затем изгоняли из общества и он становился мишенью для мести
Если женщина убежала от мужа к другому, получила развод от мужа, а потом передумала выходить замуж то она должна быть наказана смертью.
Вот произошло убийство....
В целях недопущения резни сразу же после произошедшего родственников убийцы не выпускаются из дома пока не решат вопрос примирения сторон.
Все ближайщие родственники убийцы с оружием собираются в одном дворе, то же делают и родственники убитого. В это время аксакалы, авторитетные люди общества должны принять участие и оказать содействие к скорейшему примирению сторон. Родственников убитого и убийцы выводятся из домов, где они собирались, на улицу и становятся на некотором отдалении друг от друга. Между ними становится имам мечети и читает первую суру из Корана. По окончанию чтения суры всякая вражда между ними считается законченной и преследованию подлежит только убийца.
Он покидает общество на неопределенный срок. Примирение сторон за время менее чем один год подлежит осуждению. В целях безопасности беглец часто меняет месторасположение, передвигается один так как если с ним будет кто то то и его можно убивать безнаказанно.
Для демонстрации раскаяния о совершенном проступке беглец долгое время не стрижется. Он может быть убитым везде, но не приветствуется его убийство в мечете, на общем сходе общества.
Нанимать кого-либо для совершения правосудия запрещено категорически. Кровник должен совершить суд самолично.
Примирение происходит в следующем порядке. После уплаты штрафа и возмещения деньгами или домашним скотом на убийцу надевают саван, подпоясивают холодным оружием ( кинжал, шашка) В сопровождении имама и других уважаемых людей его ведут к дому убитого в таком наряде. Смысл наряда в том что он раскаялся, но готов умереть. Подходят к воротам дома, но во двор не заходят. Из дома убитого выходит уполномоченный представитель, снимает кинжал, отдает ему в руки, касается рукой головы и надевает ему папаху. (Есть еще вариант- убийца ложится на землю лицом вниз) Имам читает молитву и все- примирение состоялось.
В случае благополучного разрешения конфликта устраивается большой обед на котором кровники едят с одной миски.
Погибало много народу. Были случаи когда кровная месть длилась 50 и 100 лет Опустащались целые села.