В декабре 1471 года тирольский мастер Михаэль Пахер направляется в Санкт Вольфганг в монастырь Мондзее (нынешняя Австрия) по приглашению аббата Бенедикта Экка для заключения договора на создание праздничного алтаря для церкви святого Вольфганга. Пахеру 36 лет, он уже зарекомендовал себя как хороший мастер, побывал в Италии и вдохновился работами скульптора Донателло и художника Андреа Мантеньи ,однако он не настолько известен, чтобы для выполнения такого заказа пригласили именно его. Монастырь Мондзее в то время был одним из самых посещаемых паломнических мест, поскольку именно здесь проповедовал и построил церковь святой Вольфганг Регенсбургский, один из трех самых почитаемых немецких святых. Монастырь богатый и может позволить себе сделать заказ у самых именитых мастеров. Аббат Бенедикт Экк выбирает именно Михаэля Пахера. 13 декабря 1471, в день святой Лючии , договор был подписан.
Этот договор сохранился и находится в архиве города Линца. Он написан на старом баварском диалекте и скреплен сургучной печатью монастыря с изображением архангела Михаила, убивающего дракона. В этом Договоре есть несколько особенностей, не свойственных подобным документам того времени. В нем нет подробного описания всех деталей работы, не указан материал, из которого должен быть изготовлен алтарь, точная высота, нет подробного описания библейских мотивов, которые мастер должен изобразить на створках (крыльях) – только общие указания, в основном касательно центральной главной святыни (коронование Марии), нижней части алтаря, так называемой пределлы (Predella) , а также верхней части. Так же нигде нет упоминания о сроках окончании работ. Для позднеготического времени это достаточно странно, поскольку сроки играли огромную роль, а в Нидерландах не уложившимся в срок мастерам даже грозило тюремное заключение. И уж тем более не допускалось начинать новую работу, когда предыдущая еще не закончена. В случае с Пахером это не так. Известно, что на момент заключения договора с монахами из Мондзее он уже имел заказ на изготовление алтаря коронования Марии в Больцано-Грисе и закончить эту работу должен был лишь через четыре года. Это свидетельствует о том, что монахи из монастыря Мондзее и лично аббат Бенедикт Экк безоговорочно доверяли Пахеру и, вероятно, никого другого в качестве изготовителя алтаря видеть не хотели.
Зато в Договоре прописывалась сумма. За алтарь Пахер получал 1200 венгерских гульденов, или дукатов. Это достаточно большая сумма. Обычно алтарь в приходской церкви обходился заказчику в 300–500 гульденов, за алтарь в Больцано Пахер получил 450 гульденов. Но монастырь Мондзее благодаря паломникам был очень богат и мог позволить себе такие траты.
Итак, получив в качестве предоплаты 50 гульденов, Пахер отправился в свою мастерскую в Брунек, чтобы завершить работу над алтарем для Больцано и приступить к работе над алтарем для Санкт-Вольфганга. Обычно средневековые художники старались обзавестись мастерской поблизости от места заказа. Это было связано с трудностями транспортировки, особенно если заказ имел большие размеры, но Пахер предпочитал работать в собственной мастерской. Именно поэтому в договоре особое место уделяется транспортировке готового изделия, и все связанные с этим проблемы и трудности возлагались на Пахера. Так, если какие-либо детали сломаются или испортятся, мастер обязан будет заменить их или устранить неполадки исключительно за свой счет.
Готовый алтарь Пахер представил монахам только через 10 лет. Работа была закончена в 1481 году, о чем свидетельствует надпись на нижней части рамы полностью закрытого алтаря. После этого алтарь предстояло транспортировать в целости и сохранности и смонтировать в церкви. Это была поистине уникальная операция. Алтарь, разобранный на составные части, сначала из Брунека доставили в город Халльштадт, известный в средневековье не только своими соляными копями, но и как важный торговый центр Тироля. Там его встретили братья монастыря Мондзее и уже по реке Инн довезли до Бранау. Это был достаточно затратный водный путь, но груз имел высокую цену и риск был оправдан. Оттуда по старой римской дороге через долину Маттиг, Штрассвальхен, Оберхофен, Ирсдорф, Мондзее алтарь доставили в Оберзее, в церковь святого Вольфганга. Все это время Михаэль Пахер сопровождал свое изделие.
Теперь предстояло его смонтировать и установить в церкви, собрать, как пазл. Для этого использовали известные тогда технические средства и привлекали различных мастеров, таких как плотники, кузнецы, столяры, краснодеревщики и другиe ремесленники. Все детали, при помощи которых собирался алтарь, оплачивал заказчик. Работа, естественно, проводилась под строгим контролем мастера, поскольку всю ответственность за некачественно смонтированный алтарь нес именно изготовитель.
И вот тут Пахера ждал большой сюрприз – алтарь оказался на 60 см выше. Как могла закрасться в расчеты такая ошибка, теперь уже не понять. Для такого мастера, как Пахер, имеющего за плечами изготовление не одного алтаря, это действительно кажется невероятным. Обычно такие казусы случались, если алтарь заказывался во время строительства церкви и был готов еще до окончания работ по возведению церкви. Но в случае с церковью святого Вольфганга это не так, церковь была построена и обновлена задолго до заказа у Пахера алтаря. Алтарь пришлось укоротить на 60 см. Мы так и не узнаем, отчего произошло это досадное недоразумение и что было на этих отсеченных деталях. С точки зрения общей композиции алтарь ничего не потерял и то, что он был укорочен, совершенно не заметно.
Стоит отметить, что Бенедикт Экк не ошибся, доверив работу Пахеру. Алтарь получился великолепным. Большую часть года он был закрыт створками и открывался для прихожан только по большим праздникам, таким, например, как день святого Вольфганга, святого покровителя церкви. Остается только предполагать, какое огромное впечатление производил открытый праздничный алтарь, сияющий золотом, на прихожан.
Центральная часть – святыня, пределла и верхняя часть алтаря представляют собой скульптурную композицию, на створках же Пахер изобразил различные евангельские сюжеты. На празднично открытом алтаре перед прихожанами представали картины из жизни святой Марии. На створках в пределле изображены сцены поклонение волхвов и бегство Марии и Иосифа в Египет. Центральная скульптурная композиция также является сценой поклонения волхвов младенцу Иисусу. И здесь хочется отметить, с какой достоверной точностью Пахер изображает одежду, дары, головные уборы и другие детали. Невозможно не обратить внимания на сосуды – волхвы держат в руках не символы, а настоящие чаши и кувшины, которые были тогда в ходу. Точно такие же сосуды сегодня можно увидеть во многих музеях мира. Это говорит о том, насколько важно было Пахеру воссоздать действительность, чтобы приходящий в храм прихожанин не просто смотрел на написанный сюжет, но и сопереживал и ощущал себя сопричастным.
Четыре «крыла» по обеим сторонам святыни также представлены сценами из жизни Марии. И вот здесь нас ждет настоящий сюрприз. Для готических изображений свойственно плоскостное пространство, в то время как Михаэль Пахер использует перспективу. Это абсолютно ново для его времени. Очевидно, это влияние итальянской живописи, в частности Мантеньи, который уже использовал в своих работах перспективу. На тот момент времени никто в Германии так не писал. Таким образом, алтарь Пахера становится неким переходным этапом от поздней готики к идущему ей на смену ренессансу.
Первая сцена повествует о рождении Иисуса. Затем следует сцена обрезания Иисуса, Сцена, где Мария и Иосиф приносят младенца в храм, и наконец смерть Марии.
Центральная часть – святыня – повествует о коронации Марии. И вот здесь Пахер продемонстрировал все свое мастерство. Особенно здесь стоит отметить фигуры святого Вольфганга и святого Бенедикта. Они интересны своей реалистичностью, новаторской для своего времени. Особенно фигура Бенидикта, которую часто сравнивают с работами Донателло во Флоренции.
Святыня закрывается, и перед нами предстают 8 картин из земной жизни Христа.
В вернем ряду сцены: Крещения, искушения Иисуса Дьяволом, превращения воды в вино и сцена, где Христос накормил народ пятью хлебами и двумя рыбами. Интересен образ Дьявола.
Если мы посмотрим на работы современников Пахера, то увидим, что Дьявола изображали, как правило, мифическим существом, довольно мерзким, с такими атрибутами, как копыта, хвост, рога, с головой чудовища или свиным рылом. Так, например, на гравюре Дюрера «Рыцарь, Смерть и Дьявол» мы именно таким и видим Дьявола – со свиным рылом и козлиной бородой. У Пахера Иисуса искушает человек, и только по рогам мы можем понять, что это Нечистый.
В нижнем ряду представлены следующие евангельские сюжеты: Христос приходит в храм, и его хотят закидать камнями; изгнание Иисусом менял из храма; Христос и Грешница; воскрешение Лазаря.
И завершающим мотивом всей этой огромной композиции является верхняя часть алтаря с мастерски выполненными скульптурами.
Верхняя часть алтаря удивительно красивая и сложная. Здесь Пахер снова выступает новатором. Вся эта конструкция кажется необыкновенно легкой и ажурной. Техника ее изготовления для того времени была авангардной и сложной. На самой высокой точке мы видим фигуру Бога Отца. Под ним фигура распятого Иисуса, с одной стороны скорбящая Мария, с другой евангелист Иоанн, слева фигура архангела Михаила, которого можно узнать по лежащему у его ног поверженному дракону. Михаил держит весы, на одной чаше весов Дьявол, на другой человек. Над ним фигура монахини. Справа фигура святого Иоанна Крестителя, которого можно узнать по овечке в руках. Над Иоанном святая Оттилия. Это та часть алтаря, которая никогда не была закрыта, ее можно было видеть в любое время. А фигура распятого Иисуса, словно парящая над храмом, является как бы завершающей точкой евангельской истории.
Алтарь Пахера можно смело назвать иллюстрированным Евангелием, где наглядно рассказывается обо всех основных евангельских событиях. В условиях Средневековья, когда подавляющее большинство людей грамоте не учились, это было единственно возможным способом самому лично «прочитать» Священное Писание. Кроме того, Священное Писание существовало только на латыни, так называемая Вульгата , а латынь в средние века была языком исключительно образованных людей.
Алтарь Михаэля Пахера в Санкт-Вольфганге остается одним из самых значительных произведений искусства, которыми владеет человечество, абсолютной вершиной поздней готики.