Речь пойдёт о сериале «Шпион», показ которого закончился на Первом канале ТВ.
Но начать хочу с более общего обзора того, что у нас творится на телевизионном сериальном фронте.
Наверное, читатели канала заметили, что отечественные киношники, в общем-то, научились и погони ставить, и взрывы автомобилей, и драки, похожие на реальные. А уж стрельбы на экране, хоть отбавляй.
Операторская работа редко вызывает нарекания. Режиссёрских ярких находок незаметно, но и к ним трудно предъявлять претензии. Снимают на том материале, что у них есть.
Что касается актёров, то в большинстве своём они все какие-то однотипные, не цепляющие внимание и память зрителя, не запоминающиеся. А уж когда одни и те же лица в детективных и остросюжетных сериалах, составляющих большинство нынешней кинопродукции, вчера играют отпетых уголовников, а сегодня становятся крутыми ментами, то и последний интерес пропадает.
Самое, на мой взгляд, провальное в сериалах и в фильмах – это их сценарии. Точнее, отсутствие чего-либо интересного. Мало того, что в последнее время слишком часто свои сюжеты отечественные киношники попросту списывают, слизывают с зарубежных аналогов, порой даже не особо меняя названий. Так, сценаристы ещё в довесок к чужому и свою халтуру гонят, в уверенности, что «пипл всё схавает».
Давайте вспомним, чем нас в своё время зацепили и приковали к экрану «Семнадцать мгновений весны» или «Место встречи изменить нельзя»?
Не только актёрской игрой Тихонова и Броневого в «…мгновениях…», не только закадровыми песнями из того сериала, но, главным образом, своим сюжетом, за которым мы внимательно, иногда с волнением следили, веря в правдивость происходящего на экране.
То же самое было и в «Место встречи…».
Если и были ляпы, то – мелкие (как промелькнувшая надпись по-русски на вагоне поезда, на котором радистка Кэт увозила двух младенцев).
А теперь переходим к «Шпиону».
В нём чего только мы ни узнали о работе современных чекистов. Заодно узнали, насколько современная техника держит нашу повседневную жизнь «под колпаком».
И вот на фоне этого знания нам предлагают поверить в то, что не поддаётся пониманию.
Так, в первых же кадрах первой серии нам показывают гибель агента во время его встречи со своим куратором из отдела ФСБ по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
Агента, молодого парня, сбивает специально угнанный для этого грузовик, в тот момент, когда агент почему-то пятится с тротуара на проезжую часть от куратора. Не знаю, как другие телезрители, но я так и не понял, что могло напугать современного парня в словах гэбиста. Нить к преступникам обрывается.
А теперь попытаемся разобраться в увиденном.
Вы представляете себе всю сложность подобного способа убийства?
Надо рассчитать скорость грузовика, с которой тот окажется на месте встречи двух мужчин, до секунд рассчитать момент, когда жертва вздумает зачем-то попятиться на проезжую часть улицы.
А если бы агент остался на тротуаре? То и убийство сорвалось бы? Или водитель повёл бы грузовик на тротуар на таран не только разговаривающих мужчин, но и осветительного столба неподалёку от них?
Кто-то скажет, что я придираюсь. Отнюдь. Вы попробуйте проделать такое. Тем более за рулём угнанного автомобиля сидел какой-то заурядный бывший уголовник, труп которого вскоре нашли.
А ведь с этого убийства начинаются поиски «крота» в отделе, и на нём замешан весь дальнейший сюжет, который станут раскручивать на протяжении 8-ми серий.
А теперь – о главной сюжетной линии сериала: о судьбе и похождениях американского шпиона, которого играет Сергей Безруков.
Здесь - сплошь вопросы.
Итак, авторы сериала, сценарист Олег Тимошишин, за ним режиссёр Вано Бурдули Сергею Безрукову, за спиной которого - роли великих поэта, царей и даже Мессии, уготовили роль всего-навсего капитана ФСБ (замечу капитан – это младший офицер, старшие звания начинаются с майора).
При этом, герой Безрукова Андрей Рыбин – умный, талантливый аналитик, проработавший в «органах» лет двадцать, собирающийся на пенсию.
Некоторые знатоки скажут, что у него должность была капитанской. Вот его, такого талантливого, и не повышали в званиях за 20 лет – как минимум – службы в ФСБ.
Какой же он, в таком случае, талант?
Например, его реальный коллега Николай Сергеевич Леонов тоже был талантливым аналитиком. Не просто аналитиком, а начальником Аналитического управления КГБ СССР, заместителем начальника Первого Главного управления КГБ СССР, генерал-лейтенантом.
Так что, странно сложилась карьера главного героя сериала, поскольку лишь накануне пенсии ему присваивают звание подполковника.
Тоже странный эпизод. Помнится, это первым космонавтам присваивали звание через очередную карьерную «ступеньку».
Выходит, все предыдущие годы службы Андрея Андреевича недооценивали?
И вообще вся экранная судьба Рыбина выглядит высосанной из пальца. Судите сами.
Его с подросткового возраста, после гибели родителей-американцев, естественно, у себя в Штатах воспитывал сотрудник ЦРУ Донован. Причём с самого начала готовил к карьере разведчика. Готовил, судя по фильму, частным образом. Так, что никто в ЦРУ не знал о том, что Донованом в одиночку был подготовлен и двадцать пять лет назад внедрён в Россию разведчик-нелегал Андрей Рыбин.
Я не знал, что ЦРУ – подобие частной лавочки. Не предполагал, что человек, не знающий русского языка и ничего русского - Донован – каким-то образом способен в одиночку забросить и внедрить нелегала не просто в Россию, а в погранвойска, относившиеся и относящиеся к КГБ, а затем к ФСБ.
Не могу уразуметь, каким образом молодой американец с его американским акцентом, с его американским воспитанием прошёл гэбистскую проверку при поступлении на службу в ПВ.
Не дано мне понять и то, сколько же лет в ту пору или сейчас нелегалу Рыбину, если он успел повоевать в Афганистане? Оттуда последние части наших войск были выведены в феврале 1989 года. А начинался Афган аж в 1979-м. По фильму же Рыбину 45-50 лет. Любовь ещё готов крутить с более молодыми женщинами.
Кстати, за все годы нахождения в России, как я понял, никакого вреда ей не нанёс «спящий» нелегал Рыбин.
После всех этих нестыковок в самом начале сериала я смотрел его через пень-колоду, от случая к случаю. По принципу: ну-ну, чем сегодня удивите?
А удивили авторы тем, что в конце этой части сериала – похоже, будет продолжение – подполковника не только не разоблачают, но даже переводят с повышением в контрразведку. Во, дают!
А кто ж оказался «кротом»?
Тут авторы огорошили: предателем оказался начальник Рыбина полковник Царёв. Который в сериале всё больше бегал по бегущей дорожке и принимал лекарства от диабета.
Понимаю, что ЦРУ во все щели лезет, но какой особый навар этой конторе, в которой четверть века не знают о собственных агентах-нелегалах в ФСБ, от начальника отдела по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, не знаю. Разве, что для шантажа высокопоставленных шишек-взяточников мог пригодиться. Вопрос к авторам (что удивило – в съёмочной группе 10(!) продюсеров): а чего полковника сделали шпионом? Гулять, так гулять: делали б предателем сразу генерала Юрия Борисовича Волошина, под началом которого когда-то начинал свою службу в погранвойсках бывший американец, новоиспечённый русский Андрей Рыбин.
Зато авторы нам показали такой серпентарий, окружающий Рыбина на работе, где сослуживцы и «друзья» следят друг за другом, закладывают и предают один другого, даже тех, с кем спят, что я понял, почему двое сыновей моих разных знакомых, окончив «чекистское» учебное заведение, отслужив положенное после окончания, уволились из «конторы». Один, даже не дождавшись квартиры, которая ему «светила» (его мать очень переживала это).
Не лучшим образом – по фильму – обстоят дела и у других правоохранителей. Следователь СК Ольга тоже оказывается замешанной во взяточничестве. Ту, живущую с больной матерью и дочерью-подростком, правда, жизнь загнала в угол. Чтобы не попасть за решётку, она даёт согласие на сотрудничество с ФСБ.
Но наиболее симпатичной героиней в сериале выглядит молодая коллега Рыбина из их общей группы – капитан (заметьте) Юля Анохина.
Преданная, к слову, своим начальником и по совместительству любовником, бывшим «другом» главного героя.
И что интересно, в названных в моих заметках советских сериалах их герои служат, в первую очередь, ради высоких целей, по большому счёту, Родины ради.
Здесь же, похоже, служат просто за хорошее денежное содержание и привлекательные - судя по даче главного героя, и его возможности с помощью своей «корочки» решать проблемы – льготы и привилегии.
В конце увиденной части сериала у Рыбина появился новый куратор от ЦРУ.
Вывод: ждите продолжения рассказа о похождениях «потерянного» агента ЦРУ в недрах ФСБ. Если у вас появится желание смотреть на эти похождения.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются