Найти тему
УГТУ: Официальное

Нам 65: Как все начиналось

Как строился УКП МИНХиГП в Ухте, какой факультет открылся первым и какая практика важнее для будущих геологов - трудовая или профессиональная - в воспоминаниях заведующего УКП в 1960, декана общетехнического факультета Юрия Федоровича Рыбакова.

От УКП — к индустриальному институту

Юрий Федорович РЫБАКОВ, заведующий УКП МИНХиГП в 1960-е годы, первый и единственный декан общетехнического факультета

Ю.Ф. Рыбаков
Ю.Ф. Рыбаков

Весной 1962 года я, будучи аспирантом кафедры бурения, заканчивал обучение и должен был по распределению ехать в украинский филиал УкрВНИИГАЗа в Харьков. Но вместо этого получил приглашение от заместителя директора МИНХиГП Ивана Михайловича Муравьева, который сказал буквально так: «До того, как ты уедешь на свою постоянную работу, поезжай в Ухту и разберись, пожалуйста, с положением дел в УКП». Я понятия не имел, что такое УКП в Ухте. Но отказать уважаемому человеку не мог.

ВМЕСТО ХАРЬКОВА — УХТА

Поехал в Ухту. В то время в ней насчитывалось порядка 40 тыс. человек. С трудом добрался до места из-за весенней распутицы и встретил там очень добросовестного сотрудника Лидию Сергеевну Торяник, которой очень благодарен за всё. Начал разбираться с делами. Оказалось, что до меня по инициативе городских властей и промышленных предприятий было решено создать пункт обучения специалистов, обеспечивающих разные отрасли промышленности города. Здесь были нефтяники, геологи, газовики и строители. Довольно быстро мы вышли на директора МИНХиГП Кузьму Фомича Жигача с просьбой разместить УКП на базе Ухтинского горно-нефтяного техникума. В Ухту приехала представительная делегация во главе с директором института, который провел ряд консультаций с горкомом партии и с представителями предприятий, пообещавших сделать всё необходимое для создания в Ухте базы УКП. Кроме того, выбрали человека, который должен был возглавить УКП. Это был

Александр Иванович Распутин — заместитель директора горно-нефтяного техникума. Командировка моя заканчивалась, и я уехал. В Москве меня вызвал И.М. Муравьев и спрашивает: «Ты что там затеял?» Я рассказал о своих действиях, на что он ответил: «В Ухте чрезвычайное положение. Собирайся снова туда». Как же так? Я должен ехать в Харьков, у меня есть место работы. Но И.М. Муравьев был непреклонен.

НАЧИНАЕМ СТРОИТЕЛЬСТВО

И я вернулся в Ухту. И меня снова встретили очень хорошо. Через день или два собралось большое совещание с представителями всех промышленных предприятий: Ухтокомбината, НПЗ, геологического управления и строительных предприятий. Даже с Водного пригласили директора завода Н.Е. Волкова, из Сосногорска тоже были приглашенные. Короче говоря, сходка была весьма деловая, и там приняли решение о создании базы УКП. Расписали, кому что делать. Можно сказать, что с этого момента началось развитие основ высшего образования в Ухте.

-2

Хотя геологи и не располагали финансированием, они предложили построить здание на Пушкинской улице, как пристройку к учебному комбинату, расположенному на Севастопольской улице. Тут же подключили проектную контору в лице директора В.А. Коновалова и главного инженера П.К. Мурзина. Поскольку проект нужно было сделать в максимально короткий срок, мы с П.К. Мурзиным быстро взялись за работу. Где мы только не были: и в Москве, и в Ленинграде, выискивали самые экономичные проекты, подходящие к нашим условиям.

А пока суть да дело, решением городского комитета партии были выделены два первых этажа по улице Оплеснина (дома №№11 и 13), в которых мы поместили аудитории и кабинеты и получили возможность регулярно (4 раза в неделю) проводить занятия по системе вечернего образования, хотя наши студенты числились заочниками. Это позволило повысить качество обучения и уменьшить отсев по неуспеваемости. Поскольку дела пошли достаточно успешно, стал вопрос о создании лабораторной базы. В наших помещениях создать лаборатории было сложно. В связи с этим было принято решение о строительстве специального лабораторного корпуса (современный корпус А университета). Для начала нам выделили помещение бывшего треста «Ухтастрой» по Первомайской улице, чтобы к нему пристроить лабораторный корпус. Тем самым создавалась нормальная учебно-лабораторная база уже для открытия вечернего факультета в Ухте. После чего мы перебрались с улицы Оплеснина на Первомайскую, и началось интенсивное строительство корпуса А.

ОТКРЫВАЕМ ПОЛНОЦЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Следует отметить, что при строительстве корпуса А и проектировщикам, и строителям пришлось принимать неординарные решения, т.к. впервые строилось такое здание по своим габаритам и по своему назначению. Кроме того, были задействованы все предприятия для того, чтобы корпус оснастить мебелью и лабораторным оборудованием. Для этой цели все предприятия были подключены: УМЗ и ЯНШУ нас обеспечили станочным оборудованием, завод «Прогресс» изготовил лабораторное оборудование. Геологи, управление «Комиэнерго» и Ухтинский комбинат выделили деньги из своих фондов. Процесс шел очень интенсивно. Это позволило в достаточно короткие сроки не только построить, но и оснастить УКП всем необходимым, тем самым поставить вопрос о преобразовании его в общетехнический факультет. В этом случае учебное заведение получает более высокий статус, что дает возможность набрать уже преподавательский состав для регулярного обучения первых трех курсов студентов-вечерников. В результате наши лаборатории были оснащены лучше некоторых производственных предприятий. Большую поддержку мне оказали Махно Олег Борисович — преподаватель технической механики, лаборанты Панков, Москаленко Ю.Ф., Алексеев, Мещанкин В.Л. Они не считались со временем, что позволило нам оперативно решать все вопросы. Хочется вспомнить участие мебельной фабрики в нашем деле. Она изготовила мебель не только стандартную (для кабинетов и аудиторий), но и специальную — для лабораторий. Большую помощь в этом оказал главный инженер фабрики Акимов. К нам пришли опытные преподаватели — математик Тахватулин Б.З., физик Иванова А.С., химик Цивилев Р.П. Мы начали вставать на ноги. Было принято решение преобразовать УКП в общетехнический факультет. Вскоре появилась возможность открывать новые дисциплины, благодаря привлечению специалистов высокой квалификации и разных направлений, таких как Быстряков В.И. по теоретической механике, Ефимиу А.М. — преподавателя физики и многих других. Для расширения нашего учебного заведения встал вопрос о строительстве еще одного корпуса. У нас уже была создана лабораторная база, сформирован преподавательский состав, и это позволило изменить статус заочного факультета на вечерний официально. Этому способствовали ходатайства общественных организаций. Итак, строился корпус Б, а вечернему факультету были отданы общежитие горно-нефтяного техникума и треста «Ухтажилстрой». Наш регион начал набирать силу. Было открыто много новых месторождений, и для освоения Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции нужны были квалифицированные специалисты. Местные власти поставили вопрос о создании в городе Ухтинского индустриального института.

МИССИЯ ВЫПОЛНЕНА

На этом моя миссия практически была закончена. Я был освобожден от должности декана и переведен на должность и.о. зав. кафедрой бурения по моей специальности. Я продолжал следить за оснащением лабораторий. В этом нам очень большую помощь оказала Ухтинская геологическая экспедиция. Благодаря ее поддержке удалось создать достойную лабораторию для проведения занятий в полном объеме. Студенты, обучающиеся по геологическим направлениям, в летнее время проходили практику по своей специальности. Я считал, что студентам-буровикам летом место на буровых, что они сразу должны прочувствовать свою будущую профессию. В те годы, как правило, 90 процентов ребят понятия не имели, что их ждет впереди. Я уже договорился о месте проведения практики для своих студентов. Но, как оказалось, у ректора Панова Г.Е. было другое видение вопроса. Он считал, что студенты должны ехать в стройотряды. Я категорически настаивал, что будущим буровикам необходима работа на буровых. Это явилось главной основой моих разногласий с ректором и послужило причиной моего ухода из института. Не скрою, было больно, ведь я вложил в его создание очень много сил.

-3