Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Церковь святого Климента, или Как самый красивый храм Замоскворечья мог быть самым бедным

Когда-то Пятницкая улица была одной из трех дорог, что вели из Кремля в Золотую Орду. Издревле вдоль нее традиционно селились толмачи-переводчики и «ордынцы» – люди, которые были поставлены великим князем для заботы об ордынских послах, и сами представлявшие русских правителей в Орде. Здесь же останавливались и многочисленные «гости», то есть заморские купцы, везущие в Москву свои товары. Возможно, благодаря им в конце пятнадцатого – начале шестнадцатого веков и появился здесь, возле Ленивого торжка, Свято-Климентовский храм – одна из главных доминант и самой улицы, и всего Замоскворечья. Тогда эту местность еще называли Замосковьем или даже просто Заречьем. Храм, хоть изначально, конечно же, не такой величественный и высокий, было прекрасно видно и из самого Кремля, и даже из Заяузья. Назвали храм… …В честь священномученика Климента Это был тот самый папа римский Климент, четвертый епископ Рима, любимый ученик Петра и автор Послания к Коринфянам, в котором подробно и в деталях проком
Оглавление

Когда-то Пятницкая улица была одной из трех дорог, что вели из Кремля в Золотую Орду. Издревле вдоль нее традиционно селились толмачи-переводчики и «ордынцы» – люди, которые были поставлены великим князем для заботы об ордынских послах, и сами представлявшие русских правителей в Орде.

Здесь же останавливались и многочисленные «гости», то есть заморские купцы, везущие в Москву свои товары.

Возможно, благодаря им в конце пятнадцатого – начале шестнадцатого веков и появился здесь, возле Ленивого торжка, Свято-Климентовский храм – одна из главных доминант и самой улицы, и всего Замоскворечья. Тогда эту местность еще называли Замосковьем или даже просто Заречьем. Храм, хоть изначально, конечно же, не такой величественный и высокий, было прекрасно видно и из самого Кремля, и даже из Заяузья.

-2

Назвали храм…

…В честь священномученика Климента

Это был тот самый папа римский Климент, четвертый епископ Рима, любимый ученик Петра и автор Послания к Коринфянам, в котором подробно и в деталях прокомментировал и истолковал два одноименных послания апостола Павла.

По преданию, Климент являлся одним из семидесяти последователей Христа, упомянутых в Евангелии.

«После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою…
Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах»
(Евангелие от Луки, 10: 1-2, 17-20)

К слову сказать, храм, выстроенный всего в одной версте от Кремля, назвали в его честь благодаря тому, что именно в день почитания этого святого, 25 ноября 1339 года при Иване Калите была закончена работа по возведению дубовых стен Кремля.

-3

Таким образом, в Москве имеется целых два уникальных храма, освященных в честь римских пап. И путаницы или чего-то неправильного тут нет: и Климент, и Мартин Исповедник являлись «папами» в те времена, когда ни о каком расколе еще не помышляли, и ни православия, ни католицизма в нынешнем понимании не существовало.

В середине шестнадцатого века в нынешнем Климентовском переулке Иван Грозный решил расквартировать стрельцов, устроив вокруг храма острожец. Мол, раз уж дорога имеет столь стратегическое значение – пусть будет под достойным присмотром.

А при наступлении Смутного времени Климентовский острожек и храм превратились в...

...Важный форпост в освобождении Москвы

Именно здесь 24 августа 1612 года наступил перелом в сражениях с польско-литовскими интервентами.

«рустии полцы… на бегство устремишяся; тако же и пешие вси, ров покинувшие, побегошя и острог у святаго Климента покинули, из града же вышедшее, литовские люди в том острошки сели и знамяна на церкви поставили и запасы многие в тот острог ввезошя, яко никоме же им возбраняющу…»
(инок Авраамий Палицын, русский писатель, политический и церковный деятель конца шестнадцатого – начала семнадцатого века)

Руководивший польско-литовскими войсками гетман Ходкевич был уже готов праздновать легкую победу, однако казаки со стрельцами развернулись и штурмовали твердыню, уничтожив весь вражеский гарнизон. Посланный князем Дмитрием Пожарским для поддержки воинов священник, отец Авраамий, застал русские войска уже взявшими острожек снова в свои руки.

«…казаки, убо которые от Климента святаго из острожка выбегли, и озревшися на острог святаго Климента, видеша на церкви литовские знамёна… зело умилишася и воздохнувше и прослезившеся к Богу, — мало бе их числом, — и тако возвращеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его»

Боев предстояло еще много, но…

…Славное начало победе над интервентами было положено

И было положено именно здесь.

«Сражение при Климентовском острожке было как бы зерном спасения Москвы и России», а сам храм, как свидетель этого важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества».
(«Краткое историческое описание московской Климентовской, что на Пятницкой улице, церкви»)

Однако, отстояв землю Русскую и вернувшись домой, стрельцы обнаружили на месте родного острога лишь пепелище. Все нужно было восстанавливать, все начинать сначала.

По традиции, в первую очередь восстановили храм.

-4

Возрожденная Климентовская церковь появилась в Ружных книгах Патриаршего Казенного приказа в 1625 году. Спустя несколько десятилетий думный дьяк Александр Дуров пристроил к ней более обширный каменный Знаменский храм с приделом Николая Чудотворца.

Вот правда приход был невелик и весьма беден, так что даже клир у обоих храмов был общий. Священником тогда и в Климентовской, и в Знаменской церкви служил отец Варфоломей Леонтьев, участник Ливонского похода.

В самом конце семнадцатого века, когда Петр Первый окончательно расправился со стрельцами, отношения с которыми у последнего царя всея Руси и первого императора Всероссийского не сложились исторически…

…Замоскворечье окончательно сделалось купеческим

Купцам же отныне выпало и заботиться об обеих церквях. В 1730 году Знаменский храм увеличили по высоте, устроив новый свод, а заодно изменили алтарь. А в 1756 году заговорили о перестройке сильно обветшавших и пришедших в полную непригодность приделов и трапезной. Да и не мешало объединить обе церкви в одну.

Оплату всех работ по строительству нового храма взял на себя один из его прихожан – коллежский асессор Козьма Матвеевич Матвеев, владелец огромной усадьбы, располагавшейся неподалеку (сейчас на месте той усадьбы стоит дом №31 по Пятницкой улице).

В 1862 году в «Московских ведомостях» вышла статья, в которой рассказывалось, что строителем и благодетелем храма являлся канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, выделивший на храм 70,000 рублей. Однако никакими документами или свидетельствами, кроме рукописного «Сказания о церкви Климента папы Римского в Замоскворечье», обнаруженного отчего-то аж в Верхнеуральске, эта версия не подтверждается, но многие за нее ухватились и мигом растиражировали. Никого не остановила даже статья-опровержение, опубликованная годом позже в газете «Наше время», основанная на данных архива Московской Духовной консистории.

-5

Так или иначе, в мае 1762 года Московскому митрополиту Тимофею подали прошение «вместо настоящей каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы вновь на том же месте обширную каменную своим коштом разобрав построить».

«Своим коштом» – то есть за свой счет, на собственные средства. И подал прошение именно Козьма Матвеев.

Вскоре был получен ответ:

«То строение производить в силу правил святых отец, и престолы устроить в указную меру, и построя убрать иконостасами и святыми иконами и протчим церковным благолепием украсить и всею церковною утварью удовольствовать неоскудно».

Новый пятиглавый величественный храм в стиле барокко был готов к 1770 году. Прекрасный, искусно украшенный разнообразными лепными деталями, с ажурной железной решеткой по верху здания (16 фото).

Главный его престол был освящен в честь Преображения Господня.

Им я любовался особенно долго, поэтому фотографий будет много. Старался запечатлеть детали, но очень сильно не уверен, что любительское фото в состоянии достойно передать всю красоту и талант мастеров, его изготовивших. Здесь нужно просто взять и поехать самому, чтобы рассмотреть все как следует лично (24 фото).

Приделы главного объема посвятили Знамению Богородицы и Николаю Чудотворцу (12 фото).

Еще два престола были устроены на хорах. А после того, как храм восстановили после пожара 1812 года – еще два придела в теплой трапезной, в том числе и придел во имя святого Климента (12 фото).

Сам же храм именовался Преображенским – по своему главному престолу. Но и в народе, и даже в официальных документах намного чаще встречалось древнее, исконное название – Климентовский.

Как всегда отдельно хочу показать росписи храма. Кстати, это единственная церковь, где я нашел изображение юноши Товии из книги Товит. А фарисея и мытаря видел лишь на Валаамском подворье, тоже возле входа в храм и очень похожих на тех, что изображены здесь (24 фото).

Интересно, что достоверно неизвестен архитектор, создавший проект нового храма. Приписывают его и Франческо Растрелли, и Алексею Евлашеву, и Савве Ивановичу Чевакинскому, и Ивану Петровичу Жеребцову – наиболее известным мастерам Елизаветинского барокко. Но большинство специалистов склоняются к тому, что это мог быть Пьетро Антонио Трезини. Собственно, скорее всего, именно кто-то из вышеперечисленных русских мастеров и трудился непосредственно над работами по проекту известного итальянца.

«Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств»
(Из описи церковного имущества от 1817 года)

Но интересно то, что при всей величественности и благолепии как внешнем, так и внутреннем, на протяжении всей его истории...

...Приход Климентовской церкви был малочислен и беден

Удивительно, несмотря на всех купцов и фабрикантов, что селились вокруг, но факт.

Всего однажды в храмовых документах было записано, что «вся означенная церковь находится в твердости, утварью довольна и внутри все исправно». Гораздо чаще в архивах встречались совершенно другие записи:

«Зданием каменная, многия имеет ветхости, а имянно крыши как на холодной и на теплой церкви во многих местах проржавели. Четыре главы облиняли и ржавеют, снаружи штукатурка во многих местах обвалилась, паперть и ограда кругом всей церкви обветшали, в холодной церкви многие рамы от долговременности повредились».

В 1853 году на бедственное положение храма откликнулся митрополит Филарет, выделив ему пособие в 300 рублей.

Положение несколько улучшилось к концу девятнадцатого века, но денег все равно не хватало даже на текущие ремонтные работы. В храме почти насквозь прогнила крыша. Течь ликвидировали, заменив целиком всю кровлю, лишь в 1915 году. Непостижимо, что при всех этих плачевных обстоятельствах, в которые даже поверить трудно, в Климентовской церкви до наших дней сохранилось практически в нетронутом состоянии все то великолепное убранство восемнадцатого столетия! (Еще 17 фото)

Удивительно, кстати, и то, что даже в раннее советское время никто не оставался равнодушным к его величественности и красоте. Хотя в 1934 году храм закрыли, но планы сносу и строительству на его месте детского садика не состоялись. Говорят, что за церковь, носящую имя его небесного покровителя, заступился сам нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов. Впрочем, может, и неудивительно, ведь рассказывают, что даже собор Василия Блаженного на Красной площади уцелел только благодаря личному распоряжению самого Сталина. Я даже кратко рассказывал об этом однажды.

Поэт Аполлон Григорьев также восхищался его красотой:

«Но не церковь Пятницы-Прасковеи поражает и останавливает ваш взгляд с кремлёвской вершины, когда вы, отклоняя постепенно глаза от юго-востока, ведёте их по направлению к югу, а пятиглавая, великолепная церковь Климента папы римского. Перед ней вы остановитесь и идя по Пятницкой: она поразит вас строгостью и величавостью своего стиля, своею даже гармониею частей… Но особенно выдаётся она из бесчисленного множества различных узорочных церквей и колоколен, тоже оригинальных и необычайно живописных издали, которыми в особенности отличается юго-восточная часть Замоскворечья»

Я же, как всегда, сожалею, что невозможно отснять эту церковь со всех сторон как следует. Климентовский переулок узок, и лишь с пары точек можно полюбоваться храмом так, чтобы ничто не мешало.

Он действительно очень обширен, чтобы уместиться в кадре, и слишком красив, чтобы ограничиться всего одним кадром! (18 фото)

В советское время здание храма превратили в книгохранилище Ленинской библиотеки, и только благодаря усилиям ее сотрудников удалось сохранить пять из семи иконостасов, значительную часть лепнины и детали интерьеров.

Библиотека окончательно выехала лишь в 2008 году, после чего начались широкомасштабные работы по реставрации. А в 2013 году храм даже стал лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации «Лучший проект реставрации/приспособления»

-13
Храм священномученика Климента Папы Римского Русской православной церкви, православный храм, Пятницкая ул., 26, стр. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.

Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...