Царскосельская коллекция карет не уступает аналогичным собраниям музеев Московского Кремля и Эрмитажа. У нее есть особенность: по большей части она состоит из парадных экипажей. Всего в собрании три с половиной десятка экипажей работы русских и западноевропейских мастеров XVIII – XIX веков. Большая часть представлена в экспозиции «Придворный экипаж в Царском Селе». Остальные хранятся в фондах, ждут реставрации. В здании бывшей «Дежурной конюшни», построенном в 1824 году по проекту архитекторов В. Стасова и С. Шустова, представлены прогулочные, городские кареты, детские экипажи. В свое время они входили в число предметов личного обихода императоров. Парадные кареты, символизировавшие богатство и власть, использовались для участия в торжественных церемониях. Это мемориальные памятники и в то же время произведения каретного мастерства, позволяющие проследить его историю на протяжении двух столетий. Все это в полной мере относится к карете середины XVIII века в стиле барокко, недавно прошедшей реставрацию. В бывшей «Дежурной конюшне» у нее место заметное — сразу у входа. В глаза бросается богатый и причудливый декор — много резного дерева, позолоты. По краю крыши — бронзовый бордюр в виде листьев, на углах — символы процветания, власти и военных побед: рог изобилия, сфера со звездами, маска горгоны Медузы и военные атрибуты. В кабине мягкая обивка, пуховые подушки, на окнах шторки-роллеты с пружинным механизмом. Тканью с цветочным узором обита подножка, по которой ступали царственные ноги. ФОТО Александра ДРОЗДОВА В коллекции музея семь карет, принадлежавших Екатерине. Эта самая старая. В 1762 году ее создал знаменитый «седельный и каретный» мастер И. К. Букендаль. Каретному мастерству он обучался в Париже. Работал при Конюшенном дворе в Санкт-Петербурге, считался ведущим мастером каретного дела, создавал эскизы и лично принимал участие в изготовлении лучших экипажей. Его работы — в ряду самых значительных произведений мирового экипажного искусства. Для русской императрицы он выполнил экипаж впечатляющих размеров: 6,00 х 2,40 х 2,60 метра. При этом использовал дерево, металл, бронзу, кожу, бархат, шелк, шерсть, стекло и разные способы их обработки — резьбу, литье, ковку, чеканку, золочение. Как рассказывает хранитель фонда «Кареты. Сбруя» музея-заповедника «Царское Село» Ирина Бредихина, Букендаль создал новую систему стальных рессор, которая обеспечивала мягкую подвеску внушительной по размерам кареты. Ее кузов подвешен на абсолютно оригинальную конструкцию. Современники отмечали, что движение экипажа «было так плавно и покойно, как движение гондол». Карета не предназначена для путешествий. Она входила в состав коронационного поезда императрицы Екатерины II, участвовала в парадных церемониях императорского двора, в том числе во всех коронационных выездах вплоть до 1917 года. В Москву роскошный экипаж добирался не своим ходом, его привозили. Как и другие парадные экипажи императорского двора, карету Екатерины бережно хранили служащие Придворной конюшенной конторы. Перед каждым выездом ее приводили в порядок и ремонтировали. С 1860 года карета находилась на экспозиции в Придворно-конюшенном музее на Конюшенной площади. Военные годы экипаж пережил в Эрмитаже. Вновь перед публикой предстал только в 1971 году на выставке в Камероновой галерее. Последние два с лишним десятилетия он находился на экспозиции в павильоне «Дежурная конюшня». ФОТО Александра ДРОЗДОВА Полной реставрации раритета не было больше ста лет. Проблемы копились. В частности, пришли в негодность ремни, на которых висит не закрепленная жестко кабина. Они протерлись, невозможно было даже открыть дверцы кареты. Комплексной реставрацией, длившейся три года, занимались специалисты реставрационно-исследовательского объединения «Феномен». Работы проводились в три этапа в столичных мастерских. Экипаж весом 3,5 тонны пришлось разобрать. Три дня потребовалось, чтобы с помощью специальной системы страховок демонтировать кабину. Сначала восстановили ходовую часть и ремни подвески. Затем в Москву отправили кузов. Собирали экипаж на экспозиции. Мастера отреставрировали рессорные ремни, расчистили позолоту, отреставрировали текстильное убранство, восполнили утраченные фрагменты резьбы, обработали поверхности антимикробными и антикоррозийными составами. — Реставрация проведена чрезвычайно профессионально. Сохранена позолота, следы предыдущих реставраций. Карета обрела запас прочности, — подвела итог директор музея-заповедника Ольга Таратынова. — Екатерина II — наша основательница. К предметам, которые когда‑то ей принадлежали и хранятся в музее, мы относимся с особым пиететом. Через шесть лет будем отмечать 300‑летие Екатерины, к этому надо готовиться уже сейчас.
Парадный экипаж императрицы Екатерины II вернулся в «Царское Село» после реставрации
7 апреля 20237 апр 2023
20
3 мин