Путешественники приезжающие в Псков, как правило посещают и город Печоры с Псково-Печорским Свято-Успенским мужским монастырём. На на пути к нему, уже в самих Печорах, проезжают по улице Псковской, на которой трудно не заметить деревянный двухэтажный дом голубого цвета с белыми колоннами. Хороший гид успевает сообщить, что этот жилой дом - объект культурного наследия регионального значения и особняк лесопромышленника Тимофея Русакова.
К большому сожалению нам мало, что известно о нём: есть датировка строительства - 1932-1934 годы и описательные подробности. Действительно, владелец сам определял его облик, явно намекая на некоторую аристократичность. Не только из-за яркого цвета, но и фасада в стиле неоклассицизма и слегка готическими окнами в центральной части. Дом венчает бельведер, окно над парадной дверью уже модерн (иногда такой орнамент называют «рыбий пузырь), псевдопортик с балясинами и полуколоннами выделены и объемом, и цветом. Получился практически дворец, только маленький.
И вот вопрос: что за владелец с деньгами и претензией на вкус? Из каких краев Тимофей Русаков?
Заметим, что появился дом в Печорах в эстонский период, когда город именовался Петсери, активно развивался и строился, главным образом потому, что в нем сильно увеличилось население. Сюда перебирались, прячась от новой советской власти, все несогласные. Среди них были воевавшие против нее солдаты и офицеры, бывшие чиновники, представители интеллигенции монархических взглядов, спасающие свои капиталы дворяне и купцы.
Владелец дома Тимофей Герасимович принадлежал к роду Русаковых, которые вышли из крестьян в купцы. Род разделен на несколько ветвей, но имена Тимофей и Герасим были семейными и встречались в каждом поколении. Жили члены весьма солидного семейства Русаковых в приходе Нёготь Псковоградской волости (современный район Писковичи).
Фамилия, впервые по имеющимся источникам, упоминается в конце XVIII века при церкви Святого Апостола и Евангелиста Матфея, которая по сей день украшает высокий берег реки Великой. Церковным старостой назван крестьянин Русаков Герасим Тимофеевич.
Также находим упоминание в самом начале XX века: Церковный староста при храме погоста Камно - Русаков Тимофей Тимофеевич, а с 1912 года уже его сын, Яков Тимофеевич.
Примерно в это время фамилия Русаковых появляется в псковских городских документах с более солидным социальным статусом: старшина земского участка Ефим Васильевич, купец и землевладелец Тимофей Степанович, гласный Псковской городской думы Герасим Тимофеевич.
На берегу реки Псковы в 1909 году Русаковы покупают дом. Он стоял рядом с Троицким мостом. На его месте, уже на Советской набережной (псковичи называют ее Золотой) возведен новый дом в декоративной купеческой стилистике. В нем до совсем недавнего времени находился ресторан «Русаков».
Отмечу, что основным источником дохода была торговля лесом и производными древесины. Русаковы покупали землю и лес, брали участки в аренду, строили склады и мастерские. Расширяется и география владений: участок под городом Торопец, леса в Новоржевской и Логозовской волости и Моглино в Псковском уезде.
В 1902 году семья Русаковых покупает и до самой революции владеет селом Грузинское, которое относится к приходу Нёготь, исконной для них земле.
Когда-то имение было выделено царицей Елизаветой Петровной блестящему вельможе своего двора Кириллу Разумовскому, затем сменилось еще несколько владельцев-дворян, а вот последними стали купцы Русаковы. От усадьбы - барского дома, хозяйственных построек, парка - не осталось ничего, забывается и название. Только церковь «обросла» приделами, но все еще остается свидетелем прошедших веков.
В 1917 году Герасим Тимофеевич Русаков эмигрирует в город Печоры, тем более, что ранее он вел там дела, используя железнодорожную ветку и склад, а сын его Тимофей и сын священника Раевского (той самой церкви апостола Матфея) вступили в войско Юденича, в котором и воевали некоторое время против советской власти.
Отгремели кровавые события, и Тимофей Герасимович Русаков поселился на территории буржуазной Эстонии, о чём свидетельствуют встречающиеся упоминания его имени в местной русской прессе того времени, а также упоминания в списках жертвователей Псково-Печорского монастыря. Живя в городе Петсери, Русаков благополучно торговал и построил дом, который стоит по сей день и встречает нас на въезде в русский город Печоры.