Сегодня хочу вам рассказать о том, что как-то незаслуженно обделено вниманием в писательских блогах, а именно о том, какой путь проходит книга от момента, когда написано долгожданное слово "Конец", до того момента, как книга опубликована. Конечно, речь пойдет о самиздате, к которому я принадлежу, и исключительно о моем личном опыте и моих подходах.
В общем, все, книга написана, муки творчества окончены, вот он заветный файл в Ворде, знаков эдак на 500-600 тыщ (что примерно страниц 150-160 12 шрифтом). Велико желание сразу же отправить книгу на публикацию, но не тут-то было!
Этап 1. Вычитка
Конечно, можно заказать услуги корректора, редактора или бета-ридера (про всех них отдельно расскажу как-нибудь), но это недешевое удовольствие, поэтому я предпочитаю делать все это своими руками. Любимый шедевр нужно медленно и вдумчиво прочитать минимум четыре раза. Помимо того, что можно оценить книгу целиком с точки зрения сюжета и логичности некоторых моментов, я обращаю внимание на следующие вещи:
- фактчекинг : например, чтобы из точки А до точки Б было одно и то же расстояние, чтобы цвет глаз и волос персонажей хаотично не менялся и так далее;
- общая вычитка: давайте условно назовем это "редактурой", то есть у нас все каждый пять минут не закидывают ногу на ногу, не встают два раза подряд со стула и т.д. и т.п.
- слова-паразиты: у меня есть постоянные фавориты (обожаю слово "который"), а есть временные увлечения. Например, на какой-то неделе мне начало нравиться слово "кажется", и всем подряд на 10 страницах начало казаться, казаться и казаться. Оценить степень паразитизма помогает поиск, который покажет сколько раз слово употребляется в книге и как часто. При помощи этого же поиска очень легко "вывести" паразита.
- опечатки: это можно делать вечно, и что-то все равно останется. Хотя оно, может, и к лучшему, потому что сейчас многие читатели с азартом любят искать в книгах опечатки. Очень не хочется лишать их такого важного развлечения. Тем более, что при этом они все-таки что-то читают, а так могут и бросить.
Этап 2. Обложка
Это самый противоречивый момент. Мне, к сожалению, пока не удалось найти художника, с которым мне захотелось бы сотрудничать в этом вопросе, так что пока обхожусь абстрактными изображениями и незатейливым дизайном. В последнее время ситуацию усугубляет то, что иностранные сервисы, в которых можно было сделать качественную обложку, больше не работают с российскими пользователями.
Но даже при самой простой обложке нужно понимать, что платформа при публикации книги потребует подтвердить возможность использования изображения (т.е. изображение должно быть со стока с указанием, что его можно использовать в коммерческих целях и изменять, таких изображений достаточно много и пусть они не самые оригинальные, но выбор большой).
Вот, кстати, обложка "Акрополя", который вышел в 2018 году:
Сделано в пейнте до всех этих ваших модных программ и фильтров. Не шедевр, конечно, но по-моему не так уж и плохо.
Этап 3. Аннотация
Как уместить содержание сложного и многогранного произведения (по версии автора) в каких-то жалких 2-3 предложения? Аннотация - это кошмар писателя. Они мне очень долго не давались, но это как на велосипеде кататься - один раз научился, и все готово. Сейчас я пишу аннотацию минут за 5, и в основном она не меняется, а было время, когда это было огромной проблемой.
Ну вот, все вроде бы готово, можно загружать книгу и с нетерпением ждать, когда ее опубликую. А нет, остался еще один момент.
Этап 4. Продумать рекламную кампанию
Инструменты рекламы ограничены только вашим бюджетом, а если его нет, то все равно автор дает анонсы в своих социальных сетях или использует другие бесплатные методы. На мой, взгляд, чтобы все это сработало, нужен какой-то единый концепт. То есть, как, в каком порядке и что вы будете делать, чтобы рекламировать свою книгу. Ну и нужно что-то оригинальное, потому что реклама тоже однотипна. Мне еще в последнее время нравится придумывать рекламный слоган для книги. Например, у "Однажды в замке" это "Бессмертие - та еще головная боль".
Вроде бы все. Надеюсь, эта сторона писательской жизни показалась вам интересной.