В российских кинотеатрах с 4 мая стартует французский фильм "Банды Парижа". В российских онлайн-кинотеатрах фильм выходит в июне.
Синопсис: Париж, начало прошлого века. Жестокая банда, именующая себя "Апаши", держит в страхе весь город. Молодая девушка Билли проникает в сообщество самых отчаянных головорезов и преступников, чтобы отомстить за смерть брата. Она планирует разобраться с каждым из них и добраться до их обаятельного вожака, к которому у неё неожиданно вспыхнут чувства. Что победит: неистовая любовь или застилающая глаза жажда мести?
ПЕРСОНАЖИ
БИЛЛИ (Алис Исааз): еще ребенком потеряла обоих родителей — маму унесла эпидемия холеры, а отца — безответственность. Теперь она обрела новую семью: ее старшего брата по прозвищу Трюкач, и найденного ими на улице малыша Полю приютил спивающийся, но добрый к детям отец Мариус. Однако Билли, верившая утешающим рассказам брата об отце, якобы уехавшем в Америку на поиски золота, всегда мечтала отправиться в Новый Свет и однажды уговорила Трюкача утаить от местной банды часть доли после очередного ограбления. Разумеется, апаши об этом узнали и жестоко наказали Трюкача. Так Билли встала на путь мести.
ХЕСУС (Нильс Шнайдер): лидер банды «Волки с Монмартра», один из самых ярких и безрассудных апашей, ненавидящий добропорядочных буржуа, «легавых» и олицетворяемый ими порядок. Вместе с тем харизматичен и романтически предан идеям банды.
ПОЛЮ (Род Парадо): малыш Полю рос с Билли и Трюкачом у отца Мариуса, но, повзрослев, присоединился к апашам, став младшим членом банды.
МЕДВЕДЬ (Артюс): голос разума (по сравнению с Хесусом) в рядах апашей. Не разделяет романтических иллюзий своего друга и лидера относительно их «деятельности» и по прошествии времени подумывает и вовсе бросить его и завести семью.
АПАШИ
Апаши — французская версия названия знаменитого индейского племени – сначала упоминались в страшных рассказах об учиняемых ими зверствах в Новом Свете, а позже в конце XIX-начале XX веков обрели свое воплощение на улицах Парижа. Правда в совершенно ином облике. С легкой руки парижских журналистов так стали называть местные банды районов Бельвилль, Бастилия, Ла Вийет и Монмартр, где находился известный ночной клуб «Мулен Руж».
По одной из версий, впервые их окрестили «апашами» в одной из своих статей 1902-го года Артур Дюпен и Виктор Моррис, описывающие драку у ночного клуба хулиганов с Рю де Лаппе и сутенеров Бельвилля, отличавшихся эксцентричным поведением и склонностью к эпатажу: «Накал страстей в шумной ссоре между двумя мужчинами и женщиной достиг ярости индейцев апачей, бросающихся в бой».
Другую версию происхождения этого «нейминга» представляет журналист Эрнест Лаут, написавший статью под названием «Как избавить Париж от апашей» в журнале «Le Petite Journal illustre», опубликованную в январе 1910-го года. В ней он приводит историю ареста банды, терроризировавшей Бельвилль. Даже после задержания ее восемнадцатилетний лидер, уже сидя за решеткой в полицейском участке, продолжал ярко, цинично и смачно пересказывать подробности многих преступлений — нападений на запоздалых буржуа, ограблений магазинов и драк с другими бандами. Это так возмутило одного из полицейских, что он не выдержал и воскликнул: «Да вы просто какие-то апачи!». Юным преступникам это прозвище понравилось и, выйдя на свободу, они превратились в «Бельвилльских апачей». Вскоре так себя называли уже все молодежные банды, которым льстило сравнение со свирепыми воинами Дикого Запада, о которых некоторые из них читали в романах Майн Рида, Густава Эмара и Габриэля Ферри.
Со временем движение апашей приобрело черты субкультуры. Ее представителя было легко опознать в толпе по франтоватым и всегда блестящим туфлям, фуражке или кепке, небрежно повязанному шейному платку, яркому поясу на бедрах, рубашке с отложным воротником или тельняшке, пиджаку и запоминающимся татуировкам вроде гильотины или пунктирной линии на шее для палача.
Апаши обогатили культуру своим знаменитым агрессивным и полным трюков танцем, больше похожим на избиение танцором партнерши — что неудивительно, ведь он символизировал отношения сутенера и женщины легкого поведения. У них были собственные преступные уловки, ставшие, благодаря писавшим об апашах с симпатией журналистам, весьма известными. При этом у апашей был свой кодекс чести и как следствие в их среде частыми были поединки чести, напоминающие дворянские дуэли с той лишь разницей, что апаши использовали не шпаги, а ножи или каталонские навахи. Вообще они были изобретательны по части оружия и вошли в историю еще и своим однозарядным револьвером с ножом под барабаном и кастетом вместо рукоятки.
Апаши бесчинствовали в парижских районах, объединяясь по этому принципу в конкурирующие банды. Но гораздо больше,чем друг друга, они ненавидели полицейских. Известен случай, когда во время междоусобной стычки апаши объединились, чтобы противостоять заявившейся по жалобе буржуа полиции. Безнаказанность, безудержная смелость сделали их героями газет — лидеры апашей вроде Амели Эли по прозвищу Золотой шлем или сражающиеся за ее сердце предводители банд Жозеф Пленьер и Доминик Лек были известны многим парижанам и стали героями фильма Жака Беккера «Золотая каска» 1952-го года. Даже дамы из высшего света нанимали апашей, чтобы те учили их своим варварским танцам.
Апаши всеми силами противостояли усиливающемуся во второй половине XIX века буржуазному порядку и индустриализации. Грабя и убивая, они отказывались принимать правила социальной игры и были настолько масштабной силой в Париже — по разным оценкам в 1900-м году их было от 30-ти до 80 тысяч человек — что тогдашний министр внутренних дел Жорж Клемансо создал специальные подразделения для борьбы с ними, названные «Бригады дю Тигр». Однако самый сильный удар по ним нанесет Первая Мировая Война, вместе с остальными приметами «Прекрасной эпохи» снесшая и апашей.