ЕГЭ по английскому языку школьники сдают по собственному выбору. Он необходим для поступления в вузы будущим лингвистам, переводчикам, дипломатам, таможенникам, журналистам и т.д. Экзамен состоит из двух частей: письменная работа, на которую дается 3 часа 10 минут, и говорение (17 минут).
Как изменился ЕГЭ по английскому-2023?
Структура экзамена в этом году претерпела небольшие изменения. Устная часть включает в себя четыре задания. Письменная поделена на следующие разделы: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письменная речь». В каждом из разделов задания расположены в соответствии с возрастанием степени сложности.
В 2023 году в КИМ ЕГЭ наблюдается пять основных изменений:
- Уменьшилось число заданий. В разделе «Грамматика и лексика» теперь не 20, а 18 задач. Общее количество письменных заданий ― 38.
- Изменилась система оценки первого и второго задания по аудированию и задач 10-11 по чтению. Кроме того, уменьшился максимальный балл за задания №1 и №11. Теперь он равняется трем. За задания №2 и №10 теперь можно получить максимум четыре балла. Максимальный первичный балл за всю работу ― 86.
- Уточнены формулировки некоторых заданий (№38 - письменной, №4 ― устной).
- Уточнены критерии оценки (№37 ― письменной части, №3 ― устной).
- Время работы над письменной частью стало больше на десять минут, над устной ― на две минуты.
Задания письменной части
Задание №1 имеет базовый уровень сложности и направлено на проверку у учащихся понимания простых текстов на слух. Экзаменуемым необходимо прослушать запись, содержащую шесть высказываний, и установить соответствие между утверждениями из предложенного списка. В ответе должна получиться цифровая последовательность.
Задание №2 имеет повышенный уровень сложности. Здесь необходимо продемонстрировать умение выделить и понять информацию из предложенного текста. Школьникам предстоит определить как соответствие, так и несоответствие прослушанных утверждений предложенному тексту.
Задания блоков с №3 по №9 имеют высокий уровень сложности. Они проверяют умение полностью понимать текст на слух. Чтобы получить высокий балл, нужно не только распознавать английскую речь, но и заострять внимание на деталях. Задания представлены в виде вопросов и незаконченных утверждений. Экзаменуемый должен найти правильный ответ или выбрать одно верное окончание из предложенных. Ответ записывается в виде цифр.
Задание №10 имеет базовый уровень сложности. Оно проверяет умение понимать содержание прочитанного текста, выбирать заголовок и определять основную идею отрывка. Школьнику предлагается два перечня элементов, требующих установления соответствия. Ответ фиксируется в виде цифровой последовательности.
Задание №11 имеет повышенный уровень сложности. Здесь нужно устанавливать смысловые связи и уметь строить логически и грамматически правильные предложения. Задача представляет собой текст с пропусками, а также списком частей предложения. В ответе нужно указать последовательность цифр.
Блок заданий с №12 по №18 имеет высокий уровень сложности. Их цель ― проверить у учащихся умение с максимальной точностью понимать информацию, содержащуюся в тексте, определять логические связи и анализировать прочитанное. Школьнику требуется подобрать ответ или одно из четырех предложенных окончаний и записать в бланке соответствующие цифры.
Задания с №19 по №24 имеют базовый уровень сложности. При их выполнении выпускникам следует продемонстрировать умение применять на практике грамматические правила и при этом учитывать специфику ситуации. Задачи представлены в виде текста небольшого объема с пропусками, которые нужно заполнить. Справа от строки указано слово ― ему нужно придать верную грамматическую форму, а затем записать его в виде ответа. Чтобы справиться с заданиями, нужно определить, к какой части речи принадлежит слово, а также его грамматические категории.
Блок заданий с №25 по №29 также имеет базовый уровень. Они направлены на проверку языковой грамотности, использования грамматических правил и умения применять материал в той или иной коммуникативной ситуации. Задачи представлены в виде текстов с пропусками и слов, от которых нужно образовать однокоренные в соответствии с содержанием текста.
Задания с №30 по №36 имеют повышенный уровень и проверяют навыки использования грамматических и лексических правил. Экзаменуемым предлагается текст с семью пропусками и четырьмя вариантами ответа. В бланке следует указать цифру, соответствующую верному варианту.
Задание №37 требует написания письма предполагаемому другу, проживающему за границей. Объем текста ― от 90 до 140 слов. За это задание выпускник может получить до шести баллов.
Задание №38 имеет высокий уровень сложности. Здесь школьнику нужно написать сочинение, содержащее элементы рассуждения, основанные на предоставленной таблице или диаграмме. Объем готовой работы ― от 200 до 250 слов. Максимальное количество баллов за это задание ― 14.
Задания из устной части
Раздел «Говорение» включает в себя четыре задания. За чтение экзаменуемый может получить один балл, за диалог ― 4 балла, за интервью ― 5 баллов. За монолог с элементами рассуждения ― 10 баллов. Максимальное количество баллов за выполнение раздела ― 20.
Задание №1 имеет базовый уровень сложности. Школьник читает фрагмент предложенного текста. Задание направлено на проверку техники чтения и фонетики. Важно, чтобы речь воспринималась легко, слова были понятны экзаменатору, все ударения были правильно расставлены. Допускается не более пяти ошибок в произношении.
Задание №2, как и предыдущее, имеет базовый уровень сложности. Представляет собой диалог, упор делается на фотографию или другое изображение. Задание проверяет способность запрашивать данные, обращаться за разъяснениями, правильно использовать языковые средства. Школьнику предстоит задать четыре вопроса, за каждый из которых он может заработать по одному баллу.
Уровень сложности задания №3 также можно отнести к базовым. Экзаменуемый отвечает на пять вопросов, посвященных определенной теме. Ему следует показать умение доносить информацию до собеседника, выражать собственное мнение, правильно использовать языковые средства.
Задание №4 имеет высокий уровень сложности. Выпускнику предстоит выбрать два изображения из проектной работы и выразить свое мнение относительно темы проекта. Далее он записывает голосовое сообщение предполагаемому собеседнику. Сообщение должно содержать описание фотографий, их различия, имеющие значение для темы проекта.
В этом году план четвертого задания немного изменился. Первые два пункта, касающиеся описания фото и выявления различий, объединены в один. Третий же пункт (достоинства и недостатки), напротив, разделен на два самостоятельных. Задание оценивается по трем параметрам
- содержание ― до 4 баллов,
- устное высказывание ― до 3 баллов.
- языковое оформление ― до 3 баллов.
Как подготовиться к ЕГЭ по английскому?
Школьник может готовиться к экзамену самостоятельно, посещать курсы или заниматься с репетитором. В любом случае, ему следует изучить содержание и структуру контрольно-измерительных материалов, а также критерии оценки сочинения. Вся необходимая информация размещена на сайте ФИПИ.
Выпускники также могут ознакомиться с видеороликами с разбором структуры КИМ-2023. Материалы выложены на сайтах и в социальных сетях Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации.
Результат экзамена во многом зависит от эмоционального состояния школьника. Мы подготовили лайфхаки от психолога, которые помогут снизить градус волнения и противостоять стрессовым ситуациям.