На днях стало известно, что правительство подало в суд на международный консорциум Кашаганского проекта. North Caspian Operating Company подозревают в хранении слишком большого количества серы и нарушении экологического законодательства. В прошлом аналогичные шаги в Карачаганакском проекте позволили Казахстану не только получить деньги, но и пересмотреть контракт. Orda.kz разбиралась в ситуации
Месторождение «Кашаган» расположено в северной части Каспийского моря, запасы нефти оценивают в 4,5 млрд тонн. Проект работает в Казахстане в рамках соглашения о разделе продукции (СРП). Всего таких месторождений в стране три: Кашаган, Дунга и Карачаганак. Вся добываемая нефть делится на Сost oil – компенсационное нефтегазовое сырьё и Profit oil – прибыльное нефтегазовое сырьё. Последнее делят между учредителями проекта в определённых пропорциях. Именно от реализации Profit oil Казахстан получает прибыль.
Участниками проекта «бриллианта в короне» выступают SHELL, ENI, ExxonMobil, Total, CNPC, Inpex и «КазМунайГаз». Нацкомпании получила 16,88% от проекта в качестве компенсации из-за смещения сроков выхода на коммерческий уровень. Оператором нефтяного консорциума остаётся North Caspian Operating Company (NCOC).
Согласно данным Orda.kz, Казахстан получает всего 2% от проекта в рамках Profit oil. Доля инвестора в прибыльной части составляет 80%. При этом пересмотреть СРП почти невозможно. Видимо, из-за этого правительство решило действовать другим способом, который зарекомендовал себя в Карачаганакском проекте.
Читайте также
Нарушение экологии как рычаг давления на международный консорциум
Как стало известно, правительство Казахстана подало в суд на NCOC за нарушение правил охраны окружающей среды в размере 2,3 трлн тенге или 5,1 млрд долларов. Причиной стало хранение серы в объёме, более, чем в два раза выше нормы, в 2020-2021 годах. Эту информацию выяснило Министерство экологии и природных ресурсов. При этом каких-либо подтверждающих документов широкой публике представлено не было. Также не сообщили, в какой именно суд подало правительство иск.
Это не первый раз, когда Казахстан прибегает к такому способу решения нефтяного конфликта. В прошлом предметом разбирательства был Карачаганакский проект. В 2009 году Казахстан объявил о желании стать частью международного альянса. Но сделать это в рамках СРП получилось, только надавив с помощью нарушения экологического законодательства.
Оператору проекта Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO) из-за несоблюдения норм начислили дополнительные налоги в 1,2 миллиарда долларов за 2005-2008 годы. А в 2010 году Казахстан обвинил альянс в сверхнормативной добыче нефти. Финансовая полиция начала расследование, но вскоре его закрыла. Не удивительно, что к этому времени стороны как раз успели договориться. АО НК «КазМунайГаз» отошло 10%. Таким образом, Казахстан начал получать деньги в рамках Сost oil и Profit oil.