Найти тему
Дестрой

Уникальное космическое судно "Космонавт Виктор Пацаев"

Сегодня мы расскажем про уникальное чудом сохранившееся судно космической связи "Космонавт Виктор Пацаев", которое в отличии от печальной участи своих канувших в небытие собратьев, всё же нашло своё последнее пристанище у причальной стенки Музея мирового Океана в г. Калининград.

-2

Но изначально это судно было построено в 1968 г. на Ленинградском судостроительном заводе им. Жданова как лесовоз "Семён Косинов".

И только в 1978 г. под руководством главного конструктора Б. П. Ардашева это лесовозное судно начали перестраивать на том же заводе в совершенно другое, теперь уже Научно-Исследовательское Судно, названное в честь лётчика-космонавта Виктора Пацаева.

24 ноября 1978 г. на судне был поднят красный вымпел Академии Наук СССР, а в 1979 г. перепрофилирование НИС "Космонавт Виктор Пацаев" было закончено и оно было включено в состав Службы Космических Исследований, входивших в состав Отдела Морских Экспедиционных Работ Академии Наук СССР.

По сути это была плавучая станция космической связи, главной задачей которой являлись приём и анализ телеметрических данных с космических аппаратов, и обеспечение их связи с Центром Управления Полётами.

За время эксплуатации НИС "Космонавт Виктор Пацаев" совершило четырнадцать научно-исследовательских походов, принимая активное участие в работе с множеством различных космических аппаратов различных серий "Союз", "Салют", "Прогресс" и "Молния".

-3

После распада СССР для флота судов космической связи настали тяжёлые времена и с 1994 г. эти суда прекратили свою основную деятельность. Тогда большинство из них в итоге канули в небытие, но этому судну повезло и в 2001 г. вместо отправки на утилизацию, НИС "Космонавт Виктор Пацаев" было направлено в г. Калининград и пришвартовано у причальной стенки Музея мирового Океана.

Более того, уже находясь у причала, оно продолжило выполнение своего космического назначения и обеспечивало связь ЦУП-а с Международной Космической Станцией и другими космическими аппаратами.

Но в 2014 г. в работу вступил новый Балтийский Командно-Измерительный Пункт, также взявший на себя функции этого судна, после чего оно окончательно прекратило свою работу.

А в 2015 г. НИС "Космонавт Виктор Пацаев" было признано администрацией Калининградской области объектом культурного наследия и внесено приказом Министра культуры Российской Федерации от 2016 г. в единый государственный реестр объектов культурного наследия федерального значения.

К 2017 г. судно окончательно было выведено из космической эксплуатации, с него было демонтировано специальное оборудование и последующим решением Генерального штаба Вооружённых Сил судно было было передано Музею мирового Океана в качестве одного из главных экспонатов.

-4

Тем не менее попасть на него на экскурсию у нас получилось не с первого раза, да и пускают на ней внутри далеко не везде.

-5

Но тем не менее посмотреть там есть что, даже не смотря на множество ограничений в передвижениях. Давайте поднимемся на борт.

-6

И сначала прогуляемся снаружи.

-7
-8
-9

Более всего взгляд цепляется конечно же за эту четверную антенну космической связи.

-10

Если мы не ошибаемся (а мы наверняка ошибаемся), то это корабельная версия четырёх-параболической антенной установки СМ-178 "Ромашка", служившей для приёма телеметрической информации и использовавшейся в космических программах, в частности знаменитой МКС "Энергия-Буран".

-11

Также наверху есть ещё две антенны поменьше.

-12

Но про них мы к сожалению ничего не знаем, так что предполагать не будем.

-13
-14

Спустимся на нижнюю палубу и посмотрим что ещё доступно для обзора снаружи.

-15

Конечно же здесь были предусмотрены спасательные шлюпки.

-16
-17
-18

Какой-то маленький бассейн.

-19

Корабельные гермодвери.

-20

Ну а теперь можно заглянуть и внутрь.

-21

У входа висит схема судна.

-22

Тёмные коридоры с каютами. Правда заглянуть можно лишь в несколько.

-23

Каюта главного научного сотрудника.

-24

Небольшой зал, где перед экскурсией рассказывается история этого судна.

-25

Но давайте уже пройдём к самому интересному.

-26

Это доступные для осмотра помещения пункта управления с таким пультом.

-27

Кучей телефонов.

-28
-29

Совершенно непонятными для нас панелями.

-30
-31

Плакатами на стенах.

-32
-33

Картами.

-34
-35
-36
-37

И блоками оборудования.

-38

Рубка связи.

-39
-40

Снова длинный коридор.

-41

А здесь выставлены атомные часы "Агат-М".

-42
-43

И прочее оборудование.

-44
-45

Хранители времени. :)

-46
-47
-48

Если честно мы вообще ничего не понимаем в данном оборудовании, у нас профиль совершенно другой, так что умничать не станем. Главное, что это интересно.

-49
-50
-51

Теперь перейдём к капитанскому мостику.

-52
-53
-54
-55
-56

Много-много всякого оборудования. Совершенно непривычного после посещения судов и кораблей более обычного назначения.

-57
-58
-59
-60

В общем нам остаётся лишь извиниться, что в этот раз не можем ничего рассказать по матчасти такого уникального памятника ушедшей эпохе.

-61

Но всё же надеемся, что вам было интересно. :)

-62

А на этом всё.

-63

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.