Вся моя жизнь была связана с преподаванием в высшей школе. И, наверное, она продолжалась бы в прежнем ключе до сих пор, если бы не навязанная сверху поставившая преподавательский корпус перед выбором реформа высшего образования. Смириться с тем, что произошло и продолжать работать, или не участвовать в химере и, соответственно, подать в отставку? – так встал вопрос. Я был в числе тех, кто выбрал второе. Сегодня результаты состоявшейся реформы не очевидны только слепому – «опять заплыли куда-то не туда». Перемен требуют не только преподаватели высшей школы, но и учителя общеобразовательных школ. Полезность реформы поставлена под сомнение, заявленные приоритеты больше не вдохновляют, а споры о путях выхода из очередного кризиса, в который ввергли образование «эффективные менеджеры», разгораются с новой силой. Вспомнились времена, когда моё поколение решало аналогичные проблемы, и снова потянуло к перу. Может быть, мои предложения не покажутся пустыми и будут востребованы? Раз ненужным оказался Отечеству грамотный потребитель, а нужным, как выясняется, снова оказался грамотный специалист? Что ж, спешу поделиться соображениями, как его получить.
Разве самая первая и самая славная учёность нашего
времени не в том, чтобы уметь понимать учёных?
Разве это не общая и последняя цель обучения наукам?
Монтень. Опыты
В планах реформирования современного образования должны получить место принципиально новые идеи. С тех пор, как целью обучения было провозглашено раскрытие творческих дарований человека и сформировались соответствующие направления обучения (в России их называют инновационными), прошло немало времени. Сохраняя верность общей цели, инновационное обучение становится всё более многообразным как по формам, так и по содержанию. Соответственно, более многообразными становятся и те направления, по которым, скорее всего, пойдёт и грядущая реформа образования. Предлагаю обратить внимание на одно из них, которое ваш покорный слуга давно разрабатывает и предлагает как выход из сложившейся ситуации.
Многолетняя практика работы со студентами и учителями общеобразовательных школ обратила моё внимание на одно неутешительное обстоятельство: работая самостоятельно с рекомендованной литературой, мои слушатели не всегда понимали смысл прочитанного. Запоминались − и подчас хорошо – структура, содержание, отдельные идеи произведения, но главное, смысл, почти всегда оставалось недоступным. Я расширил сферу своих наблюдений, включив в неё людей, которых хорошо знал, и просто случайных знакомых, и убедился, что проблема много серьёзнее, чем предполагал. Тогда и возникла мысль о разработке учебного курса, который помог бы её решению. Специальная литература, к которой я обратился, практически отсутствовала. Имелось немало прекрасных, глубоких и содержательных работ по тем или иным вопросам инновационного обучения, однако ни одна из них не касалась проблемы, о которой речь. Между тем овладение смыслом − главное в процессе обучения. Но как часто мы отдаём себе отчёт в этом? Как часто мы признаёмся себе в том, что, обучаясь, не проникаем в смысловую ткань произведения, не погружаемся в логос? Не в этом ли одна из причин ставшей массовой полуграмотности, снижения качества знаний – тенденция, неизменно отмечаемая аналитиками образования все последние десятилетия? Как научить обучающихся самостоятельно добывать знания из книг и других источников, как, иначе говоря, добиться того, что М. Монтень называл умением понимать учёных? Какие изменения в существующей системе образования необходимо произвести, чтобы она стала отвечать вызовам времени и из тормоза научно-технического прогресса, каковым она, по сути дела, в настоящее время является, стала его локомотивом? Полагаю, веское слово в этом важном деле могла бы сказать практическая герменевтика.
Исторически сложились два вида обучения: информирующее и развивающее (инновационное). Первое основывается на «эксплуатации» памяти, второе – интеллекта. Теоретически информирующее обучение (термин не общепринят) было сформулировано Я.А. Коменским: учитель сообщает, ученик воспринимает известную сумму знаний. Современное образование почти целиком покоится на этой доктрине. Устаревшее по сути, оно сводится к простому обмену информацией. Сегодня информирующее обучение переживает кризис. Информационные нагрузки на учащихся неимоверно возросли, и память, его главный ресурс, уже не справляется. Необходим новый ресурс – интеллект.
В условиях насыщенности образовательной среды информацией резко возрастает потребность в разработке соответствующей методологии её потребления. Такую методологию способна предложить, как представляется, герменевтика, теория понимания, выступающая сегодня в новом качестве – в качестве практической герменевтики (См. мою книгу: Логос, или Искусство поиска смысла. Часть 1. Проблема метода. – Томск: ИНТЭК, 1995). Предлагаемый ей метод как раз и позволяет перейти к практическому освоению нового энергетического ресурса обучения – интеллекта, и, соответственно, − преодолеть кризис.
Практическая герменевтика как антикризисная мера выходит сегодня на передний план потому, что позволяет решить главную проблему современного образования – проблему умения мыслить. Научиться самостоятельно постигать смысл разного рода конкретных произведений (отдельных смыслосодержащих форм) как продуктов духовного творчества – это ли не мечта и конечная цель всего современного образования! Если теоретическую (философскую) герменевтику интересуют прежде всего и главным образом предпосылки, возможности и особенности процесса понимания, то практическая герменевтика нацелена на решение сугубо практических задач – овладение смыслом конкретных произведений. В чём смысл услышанного мной анекдота? В чём смысл прочитанного мной рассказа? В чём смысл попавшего в поле моего зрения художественного полотна?.. – вот задачи, которые решает практическая герменевтика. Обретая новый, практический, аспект, она становится ресурсом для современного образования.
Ведь что такое обучение? Обучение – это выраженный во времени процесс овладения смыслами конкретных произведений (смыслосодержащих форм). Практическая герменевтика обучает овладению смыслом конкретных произведений, лежит, иначе говоря, в основании процесса, в который погружены учащиеся всех форм и уровней обучения. Цивилизация существует благодаря использованию продуктов материального и духовного производства, представленных в форме творений (произведений). Произведения – каменный топор, жилище, компьютер, коллайдер… Произведения – художественные, научные, философские труды… Потреблению материальных произведений специально обучают, духовных – нет. Отсюда необходимость практической герменевтики.
Практическая герменевтика обучает потреблению продуктов духовного производства. Если потребление продуктов материального производства означает практическое овладение ими, использование их «для себя» (потребление автомобиля, например, будет означать умение управлять им, потребление компьютера – выполнять на нём соответствующие счётно-графические и иные операции и т. д.), то потребление продуктов духовного производства означает овладение их смыслом. Смысл есть главное в произведении как продукте духовного творчества, есть то, без чего произведение произведением не является и являться не может (что фиксируется понятием «бессмысленность»). Практическая герменевтика обучает овладению смыслом конкретных произведений. Поэтому (в отличие от философской) называется практической.
Практическая герменевтика не обучает знаниям – тому, что всегда было и продолжает оставаться уделом устаревающего информирующего обучения; она обучает владению специальным методом, который помогает знания (смыслы) отыскивать, учит размышлять. Реализуя замысел в процессе творчества, автор создаёт произведение – воплощает смысл (идею) в конкретные формы. Изучая готовое произведение, мы движемся обратным путём – от конкретных форм к абстрактному смыслу. Метод практической герменевтики состоит в системе логических процедур перехода от конкретного к абстрактному, в умении выстраивать определённые логические алгоритмы, иначе говоря, − в умении мыслить, то есть размышлять. Владение методом практической герменевтики (обучение умению мыслить, размышлять) должно стать магистральным направлением реформы современного образования.
Обучение должно стать практической работой по обучению размышлению – овладению интеллектуальным энергетическим ресурсом. И здесь практическая герменевтика не имеет конкурентов, поскольку является единственной специальной учебной дисциплиной, которая учит овладевать смыслом, учит размышлять. Практически мир является нам в виде совокупности произведений (потребляя которые, мы обретаем возможность существовать). Обучение – это систематическое потребление произведений. Потребление означает овладение смыслом. Смысл постигается посредством способности размышлять. Практическая герменевтика развивает эту способность. Никакая другая учебная дисциплина заменить её в этом качестве не может.
Специальной учебной дисциплины, которая учила бы размышлять, нет. Иногда в числе таких дисциплин называют логику и философию. Это ошибочное утверждение. Ни логика, ни философия специально умению размышлять не учат. Первая рассказывает о правилах и формах мышления, вторая – об отношении человека к Универсуму, о путях обретения им смысла бытия. Обе, следовательно, обучают искусству размышления в той мере, в какой это позволяет специфика их предметов. Практическая герменевтика помогает восполнить пробел. Синтезируя знания философии, логики, филологии и лингвистики, она развивает мышление в чистом виде.
Владению интеллектом (искусству размышления) нужно специально учиться. Мы наивно полагаем, что, научив детей читать (смотреть и слушать они научаются самостоятельно), тем самым научили их потреблять произведения, овладевать их смыслом. Это опасное заблуждение. Подобно тому, как детей следует обучать потреблению продуктов материального производства (работе на компьютере, вождению автомобиля, владению рабочим инструментом), точно так же их следует обучать потреблению продуктов духовного производства. Как? Если учащимся приказывать: думайте, они не научатся размышлять. Способность думать, то есть размышлять, развивается специальным образом, посредством специального искусства, каковым, в частности, является искусство поиска смысла, или практическая герменевтика. Лежащая в её основании дешифровка, поиск смысла конкретных произведений, как раз и развивает умение мыслить, то есть размышлять. Другого способа научиться «думать» в природе не существует.
Именно поэтому практическая герменевтика должна быть включена в систему современного образования в качестве обязательной учебной дисциплины. Образование – это систематическое потребление разного рода произведений. Практическая герменевтика специально обучает этому искусству, следовательно, должна получить место в учебных планах школ, колледжей и ВУЗов. Кроме того, она является единственной специальной учебной дисциплиной, формирующей аналитический способ мышления, и имеет неоспоримые преимущества как учебная дисциплина. Она не требует специального образования или специальной подготовки для тех, кто захотел бы преподавать её как учебную дисциплину. Она предоставляет безграничные возможности для выбора путей и форм обучения. Она, наконец, реально учитывает индивидуальные возможности обучающихся, на деле учит думать и, что особенно важно, не скучна.