Великий композитор Йозеф Гайдн (1732-1809) предпочитал считать, что родился 31 марта. Крестили его 1 апреля, и позднее младший брат, тоже композитор, Михаэль Гайдн, выдал семейный секрет: на самом деле Йозеф, якобы, родился именно 1 апреля, но не желал публично признавать этот факт, дабы не давать повода дразнить его «первоапрельским дураком».
Уважим волю гения и вспомним о нем именно сегодня, причем в связи с темой космоса.
Одна из поздних ораторий Гайдна, "Сотворение мира" (1798) - открывается совершенно необычным симфоническим вступлением, названным "Изображение Хаоса". Оно соответствует образам первых строк ветхозаветной Книги Бытия:
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. (Быт.1:1-2)
Однако в музыке Гайдна подразумевается не столько "безвидная" Земля, сколько вселенский первозданный Хаос, который мы бы сравнили с состоянием после "большого взрыва". Разумеется, Гайдн ничего не слышал о теории "большого взрыва" - она возникла лишь в 20 веке. Он был религиозным человеком и, естественно, убежденным креационистом. Впрочем, Папа Римский Пий XII объявил в 1951 году, что теория Большого взрыва не противоречит католическим представлениям о создании мира. Библейский образ "тьмы над бездной" вполне этой теории соответствует.
Еще раз процитирую умных людей (сама я так сформулировать не решусь):
Большой взрыв не похож на взрыв динамитной шашки в пустом пространстве, когда вещество начинает расширяться из небольшого объёма в окружающую пустоту, образуя сферическое газовое облако с чётким фронтом расширения, за пределами которого — вакуум. Это популярное представление ошибочно. Большой взрыв происходил во всех точках пространства одновременно и синхронно, нельзя указать на какую-либо точку как на центр взрыва, в пространстве нет крупномасштабных градиентов давления и плотности и нет никаких границ или фронтов, отделяющих расширяющееся вещество от пустоты.
Нечто такое и попытался Гайдн изобразить звуками.
Но - как?.. Он же классик, и живет в классическую эпоху, которая не любит и не признает ничего случайного, хаотического, бесформенного, лишенного четких очертаний и логики...
Классическая музыка основана на дихотомии мажора и минора, причем мажор имеет приоритет - он первичен, его тоны содержатся в природе вещей, в натуральном звукоряде, который воспроизводится при колебаниях любого материального тела (струны, мембраны, голосовых связок, воздушного столба у духовых инструментов). Каждый из двух ладов обладает собственной внутренней системой функциональных связей, строго централизованной вокруг основного тона и главного трезвучия - тоники. На квинту вверх находится доминанта, на квинту вниз - субдоминанта, и так далее. При движении системы по шкале высот тональности образуют квинтовый круг, концы которого (диезные и бемольные тональности с 6-7 знаками) могут смыкаться (если система строго темперирована, и все полутоны в ней равны друг другу).
Всё это выглядит очень стройно и даже космологично.
Но никоим образом не хаотично.
Как классик может изобразить хаос? Додекафонию (систему сочинения музыки при помощи рядов из 12 равноправных тонов) не предлагать - она возникнет лишь в начале 20 века. Сонористику (музыку, оперирующую тембрами, а не точными звуковысотными точками) тоже не предлагать - вновь попадем в 20 век. Электронную музыку тоже еще не изобрели.
Гайдн ухитрился написать довольно пространную симфоническую пьесу, оставаясь в рамках тональности (до минор), но избегая давать слуху опоры в виде музыкальных знаков препинания (кадансов, аналогичных точкам и запятым), делая фразы несимметричными (музыка не изъясняется "стихами"), разрывая мелодию на мелкие фрагменты и поручая их разным инструментам или группам инструментов.
По-моему, это - высший пилотаж.
Визуализация гайдновского "Хаоса" - задача трудная. Ничего адекватного найти не удалось, хотя с помощью современных программ и снимков Хаббла и Джеймса Уэбба, вероятно, можно создать хороший видеоряд.
Зато одно из изображений последствий большого взрыва вполне может служить иллюстрацией ко всей оратории "Сотворение мира" - от первозданного хаоса до появления всех видов живых существ, включая человека разумного.
И вишенка на торте: в честь Гайдна назван кратер на Меркурии.
Почему именно на Меркурии - не спрашивайте, не знаю. Я бы назвала в честь него что-нибудь на Луне, поскольку опера "Лунный мир" у Гайдна имеется, и она прекрасна.