Найти тему
Наука и фантастика

Космический хаос в представлении классика

Великий композитор Йозеф Гайдн (1732-1809) предпочитал считать, что родился 31 марта. Крестили его 1 апреля, и позднее младший брат, тоже композитор, Михаэль Гайдн, выдал семейный секрет: на самом деле Йозеф, якобы, родился именно 1 апреля, но не желал публично признавать этот факт, дабы не давать повода дразнить его «первоапрельским дураком».

Гайдн на фоне Большого Магелланова облака. Коллаж мой.
Гайдн на фоне Большого Магелланова облака. Коллаж мой.

Уважим волю гения и вспомним о нем именно сегодня, причем в связи с темой космоса.

Одна из поздних ораторий Гайдна, "Сотворение мира" (1798) - открывается совершенно необычным симфоническим вступлением, названным "Изображение Хаоса". Оно соответствует образам первых строк ветхозаветной Книги Бытия:

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. (Быт.1:1-2)

Однако в музыке Гайдна подразумевается не столько "безвидная" Земля, сколько вселенский первозданный Хаос, который мы бы сравнили с состоянием после "большого взрыва". Разумеется, Гайдн ничего не слышал о теории "большого взрыва" - она возникла лишь в 20 веке. Он был религиозным человеком и, естественно, убежденным креационистом. Впрочем, Папа Римский Пий XII объявил в 1951 году, что теория Большого взрыва не противоречит католическим представлениям о создании мира. Библейский образ "тьмы над бездной" вполне этой теории соответствует.

Еще раз процитирую умных людей (сама я так сформулировать не решусь):

Большой взрыв не похож на взрыв динамитной шашки в пустом пространстве, когда вещество начинает расширяться из небольшого объёма в окружающую пустоту, образуя сферическое газовое облако с чётким фронтом расширения, за пределами которого — вакуум. Это популярное представление ошибочно. Большой взрыв происходил во всех точках пространства одновременно и синхронно, нельзя указать на какую-либо точку как на центр взрыва, в пространстве нет крупномасштабных градиентов давления и плотности и нет никаких границ или фронтов, отделяющих расширяющееся вещество от пустоты.
Туманность NGC 2022.
Туманность NGC 2022.

Нечто такое и попытался Гайдн изобразить звуками.

Но - как?.. Он же классик, и живет в классическую эпоху, которая не любит и не признает ничего случайного, хаотического, бесформенного, лишенного четких очертаний и логики...

Классическая музыка основана на дихотомии мажора и минора, причем мажор имеет приоритет - он первичен, его тоны содержатся в природе вещей, в натуральном звукоряде, который воспроизводится при колебаниях любого материального тела (струны, мембраны, голосовых связок, воздушного столба у духовых инструментов). Каждый из двух ладов обладает собственной внутренней системой функциональных связей, строго централизованной вокруг основного тона и главного трезвучия - тоники. На квинту вверх находится доминанта, на квинту вниз - субдоминанта, и так далее. При движении системы по шкале высот тональности образуют квинтовый круг, концы которого (диезные и бемольные тональности с 6-7 знаками) могут смыкаться (если система строго темперирована, и все полутоны в ней равны друг другу).

Квинтовый круг. Из открытых источников.
Квинтовый круг. Из открытых источников.

Всё это выглядит очень стройно и даже космологично.

Но никоим образом не хаотично.

Как классик может изобразить хаос? Додекафонию (систему сочинения музыки при помощи рядов из 12 равноправных тонов) не предлагать - она возникнет лишь в начале 20 века. Сонористику (музыку, оперирующую тембрами, а не точными звуковысотными точками) тоже не предлагать - вновь попадем в 20 век. Электронную музыку тоже еще не изобрели.

Гайдн ухитрился написать довольно пространную симфоническую пьесу, оставаясь в рамках тональности (до минор), но избегая давать слуху опоры в виде музыкальных знаков препинания (кадансов, аналогичных точкам и запятым), делая фразы несимметричными (музыка не изъясняется "стихами"), разрывая мелодию на мелкие фрагменты и поручая их разным инструментам или группам инструментов.

По-моему, это - высший пилотаж.

Визуализация гайдновского "Хаоса" - задача трудная. Ничего адекватного найти не удалось, хотя с помощью современных программ и снимков Хаббла и Джеймса Уэбба, вероятно, можно создать хороший видеоряд.

Зато одно из изображений последствий большого взрыва вполне может служить иллюстрацией ко всей оратории "Сотворение мира" - от первозданного хаоса до появления всех видов живых существ, включая человека разумного.

Викимедиа. По ссылке - крупное изображение: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nature_Timespiral.png
Викимедиа. По ссылке - крупное изображение: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nature_Timespiral.png

И вишенка на торте: в честь Гайдна назван кратер на Меркурии.

Почему именно на Меркурии - не спрашивайте, не знаю. Я бы назвала в честь него что-нибудь на Луне, поскольку опера "Лунный мир" у Гайдна имеется, и она прекрасна.

Кратер "Гайдн" на Меркурии.
Кратер "Гайдн" на Меркурии.