Родители учеников часто говорят нам, учителям, когда со своими детьми не справляются:
Вы же педагоги! Ваша работа воспитывать! Вас этому учили.
И т.д. А нас, конечно, учили, мы Выготского и Пиаже можем процитировать, но и мы не всегда знаем, как поступить в той или иной ситуации. И у нас проблемы с собственными детьми бывают.
Моего старшего сына пубертат во всей красе нагнал поздновато - в конце 10 класса. Может потому, что он метис (отец его - кореец), а корейцы взрослеют гораздо позже. Но, с другой стороны, он очень умный, не по годам развитый мальчик. Рассуждения его всегда были очень осмысленными, поступки - ответственными. Развивала ли я в нем что первое, что второе?
Да, но не фанатично. Когда ему было около годика, я прочитала книгу Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя". Очень интересно и полезно молодым родителям. Даются конкретные "лайфхаки" по раннему развитию. И я практиковала, брала какие-то элементы. И до сих пор (со вторым и третьим сыном) тоже кое-что использую. Даже в учительской деятельности кое-что применяю. Также у меня была большая коллекция репродукций, еще моей бабушкой собранная и на мне опробированная) Я знала лет в пять и Сурикова и Брюллова. И сыну показывала периодически. Не ставила целью вырастить искусствоведа, просто расширяла кругозор, чувство прекрасного. Читали мы каждый день обязательно, что-то учили, что-то просто пересказывали. И в школу он пошел довольно разносторонне развитым ребенком, с пытливым и гибким умом.
Первый- третий класс я с ним уроки делала неотступно, в разных мероприятиях и конкурсах участвовали, по кружкам и секциям ходили. А в четвертом уже он сам уже не понимал, как может быть иначе. Примал, как неприложную истину - учиться надо только на "4 и 5", не сделав необходимого, спать не ложился. В среднем звене я даже нос туда не совала, только если сам попросит. Пару раз уже лет в 16-17 он хотел бросить начатое (оба раза это был серьезный конкурс), просто "задолбался". И я уговаривала, помогала. В первый раз он выиграл поездку в "Артек", второй - в Белоруссию. Спасибо потом сказал, что не позволила поддаться минутному психозу.
И мы всегда были с ним почти друзья, я не давила, не читала нравоучений, но позволяла говорить прямо (порой очень долго и нудно) все свои умозаключения.
И вот в конце 10 класса парня моего как подменили. Был пойман на курении, к учебе охладел, домашние обязанности саботировал, хамил отцу до драки. И мне доставалось, правда не в открытую, а холодным нигилизмом. Именно в этот период и произошли две поездки вышеупомянутые. Одну из них он описал в очерке-сочинении, глянуть можно здесь. А вот здесь я рассказывала каким он приехал, чем делился. Я думала, что проехав в одиночку всю страну дважды, он перерастет кризис, повзрослеет.
Но холодная война его к нам (не наша к нему, а именно так) продолжается до сих пор. Теперь еще добавился страх ЕГЭ.
Я всех подведу, если не поступлю на бюджет.
Сказал вчера в ставшем редким явлением откровенном разговоре. Долго беседовали по душам.
"Делай что должен и будь что будет", Марк Аврелий.
Лучше и не скажешь, мне кажется, в этой ситуации. Еще добавила, что мир не рухнет, решим что-нибудь.
Уже несколько дней ведет себя как "в старые добрые". Все? Пережили? Хоть бы уже!
Так что, нет панацеи от подростковых проблем, от феномена "отцы и дети". И совершенно неважно, учитель ли родитель или кто другой по профессии.
Моя мама тоже была из мира педагогики, но мы с ней по-разному детей растили.
Как вы думаете, лучше ли учителя справляются с воспитанием?
А у вас как проявлялся пубертат в случает вашем собственном или с детьми взрослыми?