Найти тему
Ptis18

Наш Ленинск - Байконур (окончание

наш двор в Ленинске. Работа автора
наш двор в Ленинске. Работа автора

Кроме работы Вадим постоянно занимался в то время изготовлением различных звуковоспроизводящих устройств. "Паявил" почти всё свободное время (так, на языке маленькой Марины звучало слово "паял". Папа опять паявит... Так он собрал проигрыватель для пластинок, а потом долго занимался усилителем, для которого и в его языке существовало специфическое слово "усиливатель". Марина стремилась усердно ему помогать - внимательно следила за процессом.

-2
-3
-4
-5

Нашу жизнь в Ленинске скрашивали и многочисленные журналы, которые мы смогли, наконец, выписывать столько, сколько душе было угодно. Знамя, Новый мир, Нева, Иностранная литература, Роман-газета, Советское фото, Советский художник… Детские журналы – Трамвай, который начал выходить тогда – Марина воспитана и на нём, кроме традиционных Весёлых картинок и Мурзилки.

В Весёлых картинках публиковалась в то время серия чертежей - набор для постройки антуража и персонажей стихотворения "Вот дом, который построил Джек"... Я увлеклась сама - построила дом, который построил Джек, на радость Марине, которой нравилось играть с вырезанными, склеенными и раскрашенными мною деталями. Сама она была маловата ещё для такой тонкой работы.

-6

Кажется, в журнале Советское фото нам встретилось объявление Заочного народного университета искусств.

Вадим хотел серьёзно учиться фотографии, а мне интересно было рисовать. Заплатили какие-то деньги и начали обучение там, которое заключалось в периодической (раз в месяц) отсылке творческих работ, получении «разбора полётов» от прикреплённого преподавателя, выполнения новых работ и т.д. Тогда моей основной натурой были друзья и вид из окна, хотя было так, что рисовала что-то по памяти, по впечатлению. Осталось не так много, никогда не относилась серьёзно к своим работам. Но парочку видов из окна оформили не так уж давно и повесили на стену – потому что Ленинск остался светлым пятном – время нашей первой молодости, время начала самостоятельной жизни.

А Вадим фотографировал меня, главным образом.

-7
-8
-9

-10
-11
-12
-13

Осенью 1987 года, на праздник 7 ноября – празднование 70-й годовщины Октябрьской революции, почти все из наших, кто служил в Ленинске, собрались в первый и последний раз вместе. Как-то спонтанно возникла идея – погулять вместе всем по городу и сфотографироваться на память, после традиционного парада на площади перед Штабом.

-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23

Сказано – сделано. Как же хорошо сейчас от того, что есть возможность вспомнить те дни, глядя на фото. Вспомнить, глядя на смешные маленькие хризантемки в наших руках - как церемонно преподнёс их нам, трём особам женского пола, один из неженатых однокурсников. Вспомнить, как же нам было хорошо вот так гулять толпой по городу, по осенним улицам, глядя по-новому на всё – запоминая навсегда этот осенний день

Окончание службы Вадима почти совпало с рождением нашей второй дочери.

Накануне этого события Вадим повёл нас с Мариной смотреть на лёд – Сырдарья разлилась осенью и теперь вода застыла. Страшно и красиво одновременно. Особенно было страшно мне – в том моём состоянии.

-24
-25

А ночью стало понятно – пора. Собрались вдвоём и пошли пешком – госпиталь, где находился и роддом, был расположен тоже рядом с нашим домом – может быть в полукилометре, а может быть и меньше. Через парадный вход нас не пустили, пустили через заднее крыльцо, очень удивляясь и негодуя, что мы не вызвали скорую. Дочь родилась утром – в 7 утра в понедельник – как и загадывал Вадим – ему не пришлось ехать на службу – ведь не с кем было оставить четырёхлетнюю Марину.

Женя родилась 18 января 1988 года.

Пребывание в роддоме Ленинска запомнилось особенно - вместо санитарок там были солдаты. Женщины могут представить, какую работу им приходилось выполнять, что они могли видеть и слышать при этом. Мы всей палатой пришли к выводу: Из них должны получиться хорошие мужья, которые будут сочувствовать жёнам.

Нас было в палате девять человек, больше половины были такие же офицерские жёны, только немногие из них имели работу. Двое как раз родили первенцев. Обе лежали на соседних со мной койках. Одна из них - высокая красавица с замечательной косой рассказывала про свою свадьбу - свадьба была безакогольной, её показали по местному телевидению.

(Это было особенностью Ленинска того времени - сухой закон ввели в городе буквально сразу, когда началась горбачёвская антиалкогольная компания. Тот случай - заставь дурака богу молиться... Решение приняли в Штабе - город Ленинск - зона. свободная от продажи алкоголя. Говорили, что те, кто принял это решение, сразу после заседания отправились в местные продуктовые магазины и смели весь наличный алкоголь. При нас эта компания продолжалась все два года, которые мы там отбыли. Что не означало, что народ перестал пить. Спирт на обслуживание техники выдавался исправно. Сколько-то, конечно, доставалось и технике... Именно в Ленинске пришло попробовать спирт с пепси-колой - которая продавалась в магазинах свободно).

Ребёнку, рождённому на Байконуре, полагалась специальная медаль, которую выдавали в местном ЗАГСе. Она сейчас хранится у младшей дочери.

-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32

А уже в начале февраля мы покидали Ленинск. Нам помогал весь подъезд – муж соседки напротив организовал УАЗик, в который удалось поместить всё, что мы брали с собой. Соседка из квартиры этажом ниже поехала с нами – провожать. Как кстати это оказалось! мы перепутали поезд – уже успев покидать почти вещи в тамбур одного из скорых поездов, догадались спросить – какой это поезд? Нужный стоял напротив. Только с помощью соседки и мужа другой соседки мы смогли успеть –перекидали вещи в тамбур нужного вагона, до того, как поезд тронулся с места – уложились в те самые четыре минуты.

А дальше началась совсем другая жизнь…

Мне до сих пор снится Ленинск…