Найти тему
Пикабу

Житейские истории на картинах художника Касаткина

«Трамвай пришёл» (1894) Ивановский областной художественный музей.

Н. А. Касаткина часто называют Некрасовым в живописи и последним знаменосцем передвижничества. Он писал картины на злобу дня и поднимал остросоциальные вопросы до революции, и оказался не менее востребованным после нее. В 1923 году он первым получил звание народного художника Российской республики. Также его называют в числе основоположников соцреализма.

.
.

В. Г. Перов "Портрет Николая Алексеевича Касаткина" (1876)

Николай Алексеевич Касаткин родился в 1859 году в Москве. Отец его был художником и гравером, мать – крепостной крестьянкой. О детстве его практически ничего не известно. С 1873 по 1883 годы он учился в знаменитом Училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были передвижники И. М. Прянишников и В. Г. Перов. В 1883 году художник получил большую серебряную медаль (это была высшая награда в училище) и звание классного художника. Выпускной работой стала картина «Нищие на церковной паперти».

-3

«Нищие на церковной паперти» («У часовни») (1883) Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Он мог бы продолжить обучение в Академии Художеств, но этим планам помешала болезнь отца и необходимость помогать семье. Касаткин сразу после учебы устроился работать в знаменитое издательство И. Д. Сытина. Сытин считается первым российским издателем, который сделал ставку на выпуск дешевых книг для небогатой аудитории, в том числе крестьян. Продукцию Сытина охотно брали офени. Книг выходило множество самых разных, и всем им требовались иллюстрации. Касаткин сотрудничал с Сытиным около 30 лет. Он создавал в том числе иллюстрации «Русской истории в картинах», первого настольного календаря, юбилейного издания «Великой реформы».

-4

«Шутка» (1892) Государственная Третьяковская галерея.

В 1894—1917 годах Касаткин преподавал в Училище, которое закончил сам. Из воспоминаний художника Д. Я. Минченкова: «В начале урока незаметно появился среди учащихся и сам преподаватель - Касаткин, по внешности ничего художественного из себя не представлявший. Встретив в другом месте, я скорее бы почел его за банковского служащего. Небольшого роста, с короткой - клинышком - бородкой, с глазами слегка навыкате и короткими волосами. Деликатная улыбка, в движениях осторожность. От всей фигуры веяло особой корректностью… Действительно, семья Касаткина состояла чуть ли не из тринадцати человек, и для содержания ее Николаю Алексеевичу приходилось преподавать в училище живописи, заведовать рисовальной школой у Сытина и давать уроки в институте, где учились его дочери. При этом нужно было еще выкраивать время для работы над картинами. Обстановка у Касаткина была бедная: некрашенные столы и табуретки, только в одной комнате стоял скромненький диванчик. Николай Алексеевич был тогда полутолстовцем; преклонялся перед всяким произведением Толстого, но из его учений признавал одно революционизирующее начало, к непротивлению же злу относился как-то уклончиво. По народному сочувствовал "мужичку", видя в нем страстотерпца… В речах Николая Алексеевича было много черточек, навеянных, очевидно, Толстым. Носил он толстовку, подпоясанную ремешком. В семье Касаткина жила родственница Льва Николаевича Н. в качестве воспитательницы детей, так как мать одна не справлялась с такой большой семьей и не могла помогать детям в их учебе». Сам Толстой тоже часто бывал в доме Касаткиных. Есть мнение, что картина «Добрый дедушка», на которой пожилой мужчина покупает мальчику у торговки яблоки, навеяна образом писателя.

-5

«Добрый дедушка» (1899) Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.

При этом современники относились к художнику по-разному. С одной стороны его уважали, с другой стороны опасались его требовательности и недолюбливали за ироничное отношение к окружающим и демонстрацию превосходства. К тому же некоторые из-за сдержанного характера считали его черствым. Однажды во время выставки ему принесли телеграмму, после которой он попрощался с коллегами и уехал. Оказалось, что в этот день у него из-за неудачного падения на катке погибла дочь.

-6

«Раненый рабочий. Тяжело» (1892) Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В 1890-х Касаткин создал цикл, посвященный работе рабочих и шахтеров. С одной стороны потребность в угле росла, горнодобывающая отрасль активно развивалась, но условия жизни и труда оставались тяжелыми. Для этого он отправился в южные регионы Российской империи. В 1894-95 годах художник работал в городе Александровск-Грушевск (сейчас Шахты). Из письма родным: «Теперь в Александровске, на шахтах; нанял квартиру в городке, — за две комнаты с услугой 10 рублей в месяц — у пожилого казака с женой, детей у них нет, так что никто не мешает работать и вещей не трогает. Люди очень простые, судя по той чистоте, с какой содержится домик. Дома здесь очень маленькие, мазаные и городишко очень грязный, а главное, пыльный (хотя пока еще ветер не начался, а говорят, как задует, так целый месяц не перестанет), местность открытая, волнистая, степь выгорелая. Интерес для меня может быть, но надо много хлопотать, так что в скором времени сделать что-либо не успею. Ходить на шахты порядочно далеко и очень жарко, солнышко здесь палит сильно, в один день загорел порядочно. Здоровье мое в добром порядке. Здесь есть доктор, аптека, почта. Хотя тем не менее глушь изрядная. Но для меня все ново. Жители костюмами от нас мало отличаются, казаки говорят по-русски хорошо все, малороссийского говора не слышно. На шахтах работают все русские, новых типов привезу мало. Боюсь только жары с ветром и пылью, чтобы она не заставила меня уехать на Кавказ к Ярошенко». С художником Ярошенко художник дружил, вскоре после написания этого письма они вместе совершили небольшое путешествие на Кавказ, после которого Касаткин снова вернулся к теме горняков.

-7

«Сбор угля бедными на отработанной шахте» (1894)

Известная картина «Сбор угля бедными на выработанной шахте» создана на основе этюдов из Александровска. Касаткин много путешествовал по Донбассу.

-8

«Углекопы. Смена» (1895) Государственная Третьяковская галерея,

Картина «Углекопы. Смена» стала одним из главных экспонатов на передвижной выставке 1896 года. Мнения критиков разделились. Одни сочли ее неэстетичной, другие новаторской и злободневной. Из воспоминаний Д. Я. Минченкова: «На выставке появилась большая картина Касаткина "Углекопы", находящаяся сейчас в Третьяковской галерее. Тема картины соответствовала общему направлению передвижничества, заветам Крамского, Савицкого (его картина "На постройке железной дороги"), Ярошенко ("Кочегар") … Толчком к написанию "Углекопов", возможно, послужила картина Менделя "Завод", которую Касаткин высоко ценил как по содержанию, так и по исполнению… Этюды для картины он собирал на Макеевских рудниках в Донбассе. Когда приехал туда - шахтеры сначала очень недоверчиво отнеслись к нему. Они подозревали в нем царского сыщика и намеревались даже сбросить его в шахту, но потом поняли его цель, подружились с ним и снимались даже на одной фотографии. Картиной "Углекопы" Касаткин завоевал себе твердое положение в художественном мире и укрепил свой авторитет в среде своих учеников». Художник одним из первых стал писать на тему жизни рабочих, а также привлек своими работами внимание к тяжелым условиям труда шахтеров.

-9

«В коридоре окружного суда» (1897) Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого.

Еще одна частая тема в творчестве автора – судьба заключенных, и в первую очередь политзаключенных. Надо заметить, что тема эта в творческой среде была модной всегда, а к концу 19 века особенно, поэтому изображения арестантов по умолчанию вызывали ассоциации на тему «жертв режима», угнетения народа и т.д. Картина «В коридоре окружного суда» была удостоена серебряной медали на Всемирной выставке в Париже 1900 года.

-10

«Сигида» («Карийская трагедия») (1930)

Еще один пример – «Сигида» («Карийская трагедия»). Написана картина на основе реальной истории – массового самоубийства политических заключенных на Карийской каторге. Надежда Сигида родилась в Таганроге, закончила гимназию, работала учительницей, а еще состояла в радикальной организации «Народная воля» и организовала нелегальную типографию, конспиративную квартиру, где хранила свежеотпечатанную литературу радикального толка, а заодно снаряды для покушения на министра внутренних дел Д. А. Толстого. За такие «мелочи» (в глазах «прогрессивной общественности») в 1886 году ее отправили на 8 лет на каторгу в Усть-Каре. В 1888 году тюрьму посетил генерал-губернатор барон Корф, и при его появлении политическая заключенная Ковальская, у которой «послужной список» был еще интереснее, отказалась встать. За это Корф приказал коменданту Масюкову перевести Ковальскую в другую тюрьму к обычным арестантам. Надо заметить, что отношение к политзаключенным было более лояльным, к ним не применяли физических наказаний, иногда разрешали ходить в своей одежде. Якобы Ковальску неодетой насильно увезли из тюрьмы, заставили переодеваться по дороге в присутствии заключенных-мужчин и охраны. Сигида решила бороться с «режимом» в лице коменданта Масюкова, дав ему публично пощечину. Считалось, что из-за публичной пощечины от женщины оскорбленный офицер должен был подать в отставку, на дуэль ведь даму не вызовешь, чтобы смыть тяжкое оскорбление. Но Масюков на поводу революционерки не пошел, а вместо этого просто велел ее выпороть розгами. После экзекуции Сигида отравилась опиумом, и еще несколько политзаключенных последовали ее примеру. История вызвала большой скандал и широко обсуждалась в прессе, как российской, так и зарубежной. Очень беспокоила судьба русских революционеров, например, английскую прессу. В итоге политзаключенных в данную тюрьму больше не посылали, а позже ее и вовсе закрыли. По роковому стечению обстоятельств художник умер, давая в Музее революции пояснения к этой картине.

Некоторые другие работы Касаткина.

-11

«Перекупка», 1889 год, Государственная Третьяковская галерея.

*******************************.

-12

«Переселенцы» (1881) Львовская картинная галерея.

Проблема переселения крестьян стояла довольно остро. В регионах с развитым сельским хозяйством число жителей росло, и, соответственно, уменьшалось количество земли на душу населения. В регионах, где земли изначально менее плодородны, люди годами отправлялись на заработки в города, искали иные способы заработать, поэтому проблема стояла менее остро. Чаще переселялись в Сибирь крестьяне из южных регионов империи. Впереди их ждал трудный и опасный путь, а на новом месте приживались не все.

-13

«Соперницы» (1890) Государственная Третьяковская галерея.

**********************************.

-14

«У шлагбаума» (1890) Пермская государственная художественная галерея.

****************************************.

-15

«Семья рабочего» (1890-1900) Государственный Русский музей.

*************************************.

-16

«Осиротели» (1891) Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого.

Примечательная деталь: в картузе мальчика крашеное яйцо. В некоторых регионах была традиция на Пасху крошить яйца на могилах родственников, чтобы таким образом как бы разделить с ними праздник.

-17

«Шахтерка» (1894) Государственная Третьяковская галерея.

**********************************.

-18

«Кто?» (1897)

Возвращается военнослужащий домой (а служили в дали от дома не один год), а дома нагуляный ребенок.

-19

«Песня Родины. Солдат-скрипач» (1897) Нижегородский государственный художественный музей.

********************************.

-20

«Ссора» (1900) Частное собрание.

****************************************.

-21

«Женился» (1903) Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

На этой картине, вероятно, сельский учитель или медик, перебравшийся из города. Зарплаты на селе были маленькие, условия по городским меркам спартанские, а содержание семьи - дело затратное. (На то, что мужчина - горожанин-интеллигент, зрителю указывают очки и ботинки, крестьяне очков не носили, а ботинкам предпочитали сапоги)

-22

«Жена рабочего» (1903) Костромской государственный объединенный художественный музей Кострома.

Женщина с младенцем, которого не на кого оставить, ждет мужа у проходной, чтобы передать ему обед. Картина властям не понравилась, и с передвижной выставки ее велели убрать.

-23

«Торфянка», Этюд. (1901) Государственный Русский музей.

Торфянка - женщина, занимающаяся заготовкой торфа.

-24

«Ткачиха» (1904) Воронцовский дворец, Алупка.

************************************.

-25

«Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка» (1910)

А эта картина существует в двух вариантах. На оригинальной у женщины обнажена грудь. Картина стала широко известна, когда Музей Революции выпустил открытку, правда, по этическим соображениям грудь прикрыл. Надо заметить, что некоторые помещики держали крепостных актрис в качестве гарема. Подобных рабовладельцев в народе называли серальниками (от слова сераль - гарем). Естественно, мнение отправленных туда девушек никто не спрашивал. Судя по наличию ребенка, лежащего недалеко, причина опалы - измена.

Пост автора torbova.

Читать комментарии на Пикабу.