Найти тему
Романтика окраин

Станция Канатчиково и окрестности: история и современность. Часть 1-я

Приветствую вас, дорогие друзья!

Долго я собирался начать этот большой исторический цикл, который задумал ещё прошлой весной, но из-за трудоёмкости всё время откладывал его, постепенно занимаясь обработкой визуальных материалов. Теперь вроде бы всё готово и можно приступить к написанию. Как, наверное, многие из вас помнят, в сентябре 2021-го года я
выпустил серию рассказов об истории и современности станции Пресня Московской окружной железной дороги (МОЖД).

В этот раз мне захотелось написать подобный материал о другой станции - Канатчиково, а также немного о её окрестностях, ибо есть там любопытные места. За основу для материала я взял фото, сделанные 20 мая прошлого года. Также собрал другие более старые как собственные, так и исторические фото других авторов, а также информацию из различных источников (будут указаны ссылки). Повествование будет большое, в нескольких частях и сегодня вашему вниманию представляется часть 1-я. Всяческие дополнения, воспоминания и уточнения в комментариях приветствуются. А теперь усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе и приступим!

Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!

Навигация по циклу:
> Часть 1-я
> Часть 2-я
> Часть 3-я
> Часть 4-я
> Часть 5-я
> Часть 6-я
> Часть 7-я
> Бонус: Осенний вечер на станции Коломенское

1. Свой прошлогодний майский поход я начал, доехав до платфорымы Крымская МЦК, которую и снял с путепровода Загородного шоссе. Посередине располагаются главные пути МОЖД (МЦК). Слева в кадре неэлектрифицированная соединительная ветвь № 21 (Канатчиково - Москва-Товарная-Павелецкая), справа - электрифицированная ветвь № 20 (Канатчиково - Коломенское), ещё правее - вытяжные тупики.

2. Канатчиково (как и большинство других станций Малого кольца) является узловой. Входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. По основному применению является участковой, по объёму работы отнесена к 3 классу. Ранее была станцией 2 класса. Своё название станция получила по фамилии бывшего владельца окрестных земель купца Канатчикова. Также в путеводителе по Московской окружной железной дороге 1912 г. издания за авторством Останковича Н. Н. упоминается Канатчикова дача, в которой находится больница для душевнобольных. Больница эта существует и поныне, и носит имя Н. А. Алексеева.

Станция расположена в огромной рукотворной выемке, которая простирается от Севастопольского проспекта до улицы Вавилова параллельно Канатчиковскому проезду (к востоку от станции). До строительства ТТК и Гагаринского тоннеля выемка продолжалась до самого Андреевского моста. Западнее станции находится территория ТЭЦ-20. Это - одна из ближайших к историческому центру Москвы станций Малого кольца, расположена в пяти километрах от Кремля.

Над южной горловиной станции проходят путепроводы Севастопольского проспекта, улиц Карьер и Большой Черёмушкинской (Загородного шоссе). В северо-западной части станции два главных железнодорожных пути уходят в трёхъярусный Гагаринский тоннель под площадью Гагарина. Длина его — 918 метров, это один из самых длинных железнодорожных тоннелей в Москве (длинее только в аэропорту Внуково) и единственный на Малом кольце. В границах станции находится весь тоннель, а также Андреевский железнодорожный мост за ним; входные светофоры расположены сразу за мостом.

От южной горловины станции отходят две упомянутых выше однопутных соединительных ветви на Павелецкое направление МЖД и местные подъездные пути. До 1998 года существовала ветка от северной горловины станции на заводы «Красный пролетарий», им. Орджоникидзе и «Станкоконструкция», ныне разобранная. Он них мы ещё поговорим в заключительной части повествования.

Сохранился вокзал начала XX века (Канатчиковский проезд, 6). Это двухэтажное здание (на уровне улицы второй этаж, на уровне станционных путей, находящихся в выемке — первый этаж). Кроме того, сохранились два жилых дома, сторожка и будка централизации, пакгауз.

-2

3. В 2002 году в связи со строительством Третьего транспортного кольца построены новый грузовой двор и новое административно-техническое здание станции, а историческое здание, являющееся памятником архитектуры, передано дирекции искусственных сооружений ОАО «РЖД».

По состоянию на 2013 год станция перерабатывала около 7000 вагонов в год, ежесуточный транзит был 250—270 вагонов. Основные грузовые клиенты: ТЭЦ-20, УПТК-114 Спецстроя РФ (ответвление от ветви № 21 на фото), заводы и предприятия юго-востока Москвы. В границах станции расположены открытые в сентябре 2016 года о.п. Площадь Гагарина и Крымская МЦК. К Крымской на фото как раз прибывает Ласточка.

-3

4. Станция имеет 15 путей, в том числе два главных, пять приёмо-отправочных, четыре погрузочно-выгрузочных и четыре отправочных. Оборудована 43 централизованными стрелками. Персонал — 22 сотрудника. На станции с 2002 действует современный блокпост МПЦ (пост микропроцессорной централизации стрелок и сигналов типа «Ebilock-950», разработанной канадской компанией Bombardier Transportation). Это центр управления поездной работой не только в Гагаринском тоннеле, но и на перегонах Канатчиково — Кожухово и Канатчиково — Москва-Товарная-Павелецкая. Помимо Канатчиково блокпосты МПЦ имеются ещё на двух станциях Малого кольца МЖД — Кожухово и Угрешская. На территории станции установлен памятник воинам-железнодорожникам.

В октябре 2012 года на Канатчиково, первой из станций Малого кольца МЖД, начался практический этап реконструкции магистрали под пассажирское движение. Уже к маю 2014 года реконструкция была на 95 % завершена и 3 мая 2014 года станция была закрыта для всей грузовой работы по параграфу 3 Тарифного руководства № 4. Открыта по знаку «X» (грузовые и пассажирские операции не производятся). Код ЕСР сменён с 198404 на 198372. Несмотря на это, станция продолжает осуществлять в локальных объёмах местную грузовую работу.

-4

5. Тот же ракурс до реконструкции Кольца. 2008 г. Автор: Volkoff (источник).

-5

6. Платформа Крымская через неделю после открытия. Сентябрь 2016 г.

-6

7. Подъездные пути Управления производственно-технической комплектации № 114 при Спецстрое России – участок производственно-технической комплектации «Нагорная». Сентябрь 2016 г.

-7

8. Они же с местным локомотивом. Январь 2021 г.

-8

9.

-9

10. Соединительная ветвь № 20, входной светофор Канатчиково. Январь 2021 г.

-10

11. Она же. Путепровод над Нагорной улицей. Со стороны Коломенского следует грузовой поезд.

-11

12. Июль 2016 г. Вид в сторону станции Кожухово. Слева от главных путей - ветвь № 21 к Москве-Товарной-Павелецкой. После окончания цикла собственно о станции и её окружении я отдельно сделаю подробный рассказ про обе соединительные ветви.

-12

13. Июль 2016 г. Входные светофоры Канатчиково. На заднем плане идёт строительство о.п. Крымская.

-13

14. Возвращаемся в май прошлого года. Симпатичный пятиэтажный четырёхподъездный кирпичный жилой дом на углу Загородного шоссе и улицы Свержевского. Построен в 1956 году по индивидуальному проекту в неоклассических приёмах. На ризалите, с 3-го по 5-й этажи - яркий мотив греческого шестиколонного портика.

-14

15. Загородный путепровод над станцией Канатчиково. Сооружён в 1953 г. Соединяет Загородное (бывш. Якунчиковское) шоссе и Большую Черёмушкинскую улицу. Ранее на этом месте существовал Якунчиковский путепровод (длина 50 м), сооруженный при строительстве МОЖД не позднее 1908 г.

-15

16. Вид в сторону центра.

-16

17. Красивая станция.

-17

18. А вот какой она была здесь до реконструкции и электрификации. 2007 г. Автор: Котов Олег (источник).

-18

19. 2008 год. Автор: Кондукторов К. (источник). Обратите внимание на старые, ещё советского образца опоры контактной сети рядом с путепроводом улицы Карьер на заднем плане. Они остались со времён, когда подъездной путь ТЭЦ был электрифицирован. Причём, электрификация была уникальной для московского узла. Процитирую путеводитель Юрия Егорова по МОЖД, который был издан в 2016 году:

Напротив Канатчиковского проезда, на другой стороне станции, находится грандиозный комплекс ТЭЦ-20, имевшей когда-то своё весьма любопытное железнодорожное хозяйство, связанное со станцией Канатчиково, а ещё более — с путями Павелецкого направления. Первоначально ТЭЦ-20 использовала в качестве топлива каменный уголь, который доставляли по «Донбасской сверхмагистрали» (так называли «угольное» Павелецкое направление) до станции Коломенское, а далее на ТЭЦ. Составы с углём шли по однопутной соединительной ветви №21, построенной одновременно с Окружной железной дорогой для её связи с Рязано-Уральской дорогой (это и есть нынешнее Павелецкое направление). Соединительная ветвь выходила на станционные пути, кроме
того, существовал и прямой проезд на территорию ТЭЦ, без захода на станцию.

В советские годы эта ветвь была электрифицирована — за много лет до начала электрификации самой Окружной. Более того, для тяги поездов использовался переменный ток, И ЭТО был единственный такой островок на всём Московском узле, до сих пор работающем исключительно на постоянном токе. Электроэнергия бралась непосредственно с ТЭЦ, поэтому значение напряжения в контактной сети соответствовало промышленному — 10 кВ против железнодорожных 3 кВ постоянного тока либо 25 кВ переменного тока.

На этой линии работали промышленные электровозы Д100мМ и ВЛ41, построенные в 1962—1964 годах. Если первые изначально рассчитывались на промышленное значение напряжения в контактной сети, то электровозы ВЛ41 по мере исключения из парка МПС переоборудовались с обычного для железных дорог переменного напряжения 25 кВ на промышленные 10 кВ путём замены обмоток трансформаторов.

Эти машины существенно отличались от привычных нам электровозов с магистральных железнодорожных линий. Они относились к так называемому капотному типу, характерному для промышленных электровозов и описанному выше. С переводом ТЭЦ-20 на газ потребность в угле отпала, хотя он ещё долго считался резервным топливом. Сейчас им для ТЭЦ является мазут, система путей на территории ТЭЦ сохраняется и в наши дни, однако электровозов там давно нет. В 1990-е все четыре машины были отставлены от работы, так как необходимость в них отпала, а из-за нестандартного рабочего напряжения они не могли использоваться на других железнодорожных линиях. Впоследствии их разделали на металлолом. До середины 2000-х часть кузова одного из электровозов Д100М с частично уцелевшим обозначением серии стояла у места примыкания ветки ТЭЦ к путям станции Канатчиково. Остатки контактной сети — столбы, консоли и кое-где изоляторы — сохранялись до 2008 года (на самом деле частично сохраняются и сейчас - прим. моё). Новая контактная сеть постоянного тока монтировалась в 2014-2016 годах без привязки к существовавшей и без использования каких-либо её частей.

Сейчас территорию ТЭЦ обслуживают тепловозы, преимущественно ТЭМ15, которые иногда можно увидеть на ближайшем к ТЭЦ подъездном пути.

-19

20. 2008 г. Автор: Ильин Сергей (источник).

-20

21. И вновь возвращаемся в наше время. Вид в сторону путепровода улицы Карьер. Жаль, что большинство путей такой огромной станции пустуют и ржавеют, конечно.

-21

22. Но со свежей весенней травой и одуванчиками всё выглядит повеселее.

-22

23. Такой же ракурс зимы 2012 года. До реконструкции осталось совсем недолго. Автор: sashkaCHS7 (источник).

-23

24. Май 2022. Прошло чуть больше 10 лет. Слева за деревьями прячется будка пост централизации промстанции ТЭЦ, которая существует как бы внутри станции Канатчиково с выездом на неё. Также на заднем плане можно увидеть сохранившуюся опору от контактной сети подъездного пути ТЭЦ.

-24

25. Слева в заросли уходит коротенький тупиковый путь, на котором в 1980-х гг. стоял паровоз Э-3005. Он был построен Сормовским заводом в 1915 г. Ещё в 1970-х гг. работал на подъездном пути ТЭЦ-20. С 1989 г. попал в собственность группы «Молодёжный центр „Ретроэкспресс“» во главе с И. Н. Волошиным и В. М. Мельниковым. Стоял на станции Кутузово, ржавел, был разрисован хулиганами и в конце концов сгорел. Распоряжением Московско-окружного отделения был перевезен в депо Лихоборы и там незаконно порезан на металлолом.

-25

26. Тепловоз ТЭМ15-191, обслуживающий ТЭЦ на путях станции Канатчиково. Зима 2008 г. Автор: Илья Семёнов (источник).

-26

27. И вновь май 2022 г. "Морковка" проследовала Загородный путепровод из центра.

-27

28. А я направился в сторону путепровода улицы Карьер. Взгляд назад с одуванчиками.

-28

29. Вид обратно с путепровода улицы Карьер. Путепровод построен в 1999 году взамен старого 1930-х гг. постройки. Сама улица названа в 1940-х годах по находившимся вблизи карьерам Черёмушкинского кирпичного завода.

-29

30. Путевое развитие в принципе не сильно изменилось с "дореконструционных" времён.

-30

31. И малодеятельные пути внутренней промстанции. Они, по-видимому, используются только ТЭЦ, когда надо подвезти мазут, который является резервным видом топлива, как и у большинства столичных ТЭЦ.

-31

32. Та самая будка.

-32

33. И другой ракурс. Вдали - Загородный путепровод.

-33

34. Вот он. И одуванчики, конечно. Они очень гармонируют с железной дорогой.

-34

35. ЭС2Г-092.

-35

И на этом я, пожалуй, закончу первую часть цикла. Надеюсь, что вам было интересно. А продолжение читайте уже в следующем выпуске. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Пишите комментарии, ставьте лайки и, разумеется, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

Также буду очень признателен, если вы поделитесь понравившимися вам моими рассказами с подписчиками, друзьями и знакомыми с помощью кнопки "Поделиться". Спасибо!

Навигация по циклу:
> Часть 1-я
> Часть 2-я
> Часть 3-я
> Часть 4-я
> Часть 5-я
> Часть 6-я
> Часть 7-я
> Бонус: Осенний вечер на станции Коломенское