Статья на радость хейтерам. Обычно, когда я пишу о сыне, всегда много критики слышу в свой адрес и в адрес своего сына. И сейчас, я уверена, будет так же. Но я готова. Потому что и сама понимаю, что не очень хорошо у меня получается справляться с ролью матери одиннадцатилетнего пацана.
Я очень мягкая, мне не хватает строгости, а еще не хватает времени заниматься сыном так, чтоб я сама была собой довольна. Да и не всегда я знаю, как правильно должна поступить хорошая мать.
В прошлом году, когда Матвей учился в онлайн школе, и я каждый день уделяла ему достаточно времени, я была спокойна. Я видела все его пробелы, и мы их планомерно закрывали. Я помогала ему разобраться и понять материал. Помогала преодолевать сложности.
За четвёртый класс и я, и наш репетитор по русскому языку подтянули сына достаточно хорошо. И в первом триместре пятого класса у него не было ни одной тройки, даже по русскому языку. Хотя сын дисграфик, и сложности с русским у него были всегда.
Я понимала, что со временем он скатится на тройку. Но была готова к этому. Три - это неплохая оценка по русскому языку для ребенка с дисграфией.
И долго ждать не пришлось. Уже за второй триместр Матвей получил трояк. Но он тогда много болел (в общей сложности пять недель), нахватал двоек за диктанты и сочинения, но в совокупности с другими оценками, среди которых были и четверки, и пятёрки, все же получил итоговую тройку.
Я тогда тревогу не била, потому что это было для меня ожидаемо.
Но вот с марта начался третий триместр и на днях учительница по русскому и литературе выставила последние оценки в электронный журнал. Я их увидела и чуть не упала. По русскому у сына сейчас: 2 и 2. Больше оценок нет. Но хуже всего, что и по литературе у него: 3, 2 и 3.
А по литературе у Матвея всегда все было хорошо. Он получал и четверки, и пятёрки. Но такого ужаса точно никогда не было.
Я начала спрашивать его, что случилось. Оказалось, что Матвей начал бояться и недолюбливать учительницу и уже совсем потерял мотивацию стараться на ее уроках. Он говорит: «А зачем? Все равно будет двойка!»
Жаловался, что она часто на всех кричит, что занижает оценки, что двойки и тройки всем ставит без разбору. Рассказал, как в конце второго триместра они в последний день писали какую-то проверочную и учительница всему классу поставила плохие оценки, от чего многие дети даже плакали.
Я все это слушала и не понимала, как в такой ситуации должна вести себя хорошая мама. Идти в школу и разбираться с учителем или наказывать сына за двойки и заставлять всеми правдами и неправдами их исправлять. Мне оба эти варианта не по душе. Я и с учителями ругаться не люблю и никогда не ругалась, и детей за плохие оценки считаю неправильным наказывать.
Но тем не менее в итоге я не сдержалась и сына все таки отругала, сказав ему, что как бы там ни было, а стараться все равно надо и такие оценки - безобразие. Особенно по литературе.
Да и в школу я в итоге пошла к завучу, чтоб рассказать ей о сложившейся ситуации.
Жаловаться на учителя я не хотела. Я хотела просто описать ситуацию и попросить совет. Думала, может завуч сможет как-то донести до учителя, чтоб она была немного снисходительнее к Матвею и учитывала, что у него дисграфия, и ему тяжело дается русский.
Вот пишу это и самой противно от себя. Мне не нравится то, что я как яжемамка пошла в школу заступаться за своего сыночка. Я же понимаю, что школа - это система. Здесь надо подстраиваться. У учителя 30 человек в классе, и она не обязана, да и не может, находить индивидуальный подход к каждому ученику. И если ученик не тянет, то это его проблемы. Не может же для каждого двоечника его мать выпрашивать у учителя поблажек и снисхождения.
Но тем не менее и оставить ситуацию без внимания я не могла. Чувствовала, что мой материнский долг хотя бы попробовать что-то сделать.
С какой целью я шла к завучу, я и сама не понимала. Думала, что опишу ей ситуацию, и она найдёт волшебное средство все исправить. Но никакого плана и никакого собственного решения у меня не было.
А завуч оказалась очень приятной милой женщиной, которая обещала и с учителем поговорить, и посоветовала все же пройти ПМПК комиссию, чтоб документально подтвердить дисграфию, чтоб у Матвея были официальные поблажки.
А в конце разговора она сказала, что есть в нашей школе еще один класс, где русский язык ведет другой учитель. И этот учитель как-раз дефектолог. А в классе всего восемь детей. И может быть Матвею тогда попробовать перевестись туда?
А Матвей мне говорил, что он готов и класс поменять, и школу, лишь бы не эта учительница была у него по русскому и литературе. И вот я, не успев толком подумать, написала заявление о переводе сына в этот класс.
Сначала я была очень рада своему решению. Я думала, что это большая удача, что учитель по русскому языку будет дефектологом. И только ради этого стоит переводиться.
Но как только я вышла из школы, мне стало как-то не по себе. Я начала все обдумывать, немного пообщалась с классным руководителем сына, которому уже сообщили, что Матвей уходит в другой класс, и вдруг до меня дошло, что я своими руками перевела сына в слабый класс, к отстающим детям.
Выяснилось, что этот класс сформировали в январе. Туда взяли детей, которые не тянут программу медиа класса. А у сына сейчас именно медиа направление. Оно включает в себя как-раз сильную программу по русскому, по литературе и по английскому. Ну и разные дополнительные занятия и поездки в музеи, связанные с медиа.
И самое интересное, что сына то в слабый класс никто специально не переводил. То есть программу медиа класса он тянул. Если у него и были проблемы, то только с русским. Но у них в классе у многих детей сейчас по русскому двойки и тройки. И все равно они остаются в медиа классе. А я сама в итоге взяла и перевела своего сына из хорошего класса в более слабый! Отличная мать!
Дома, когда Матвей пришел из школы я сообщила ему новости и спросила, рад ли он, что переходит в новый класс. Он ответил, что если там будет другой учитель по русскому, то рад. Друзей бросать ему было жалко, но он решил, что все равно будет с ними видеться.
Но когда я сказала ему, что теперь у него будет не пять часов английского в неделю, а всего три. И учитель будет другой, и учебник более легкий. Тогда Матвей вдруг расстроился. Оказалось, что английский язык он любит, что по этому предмету у него все получается и оценки хорошие. И вообще, английский ему нужен, чтоб стать программистом.
Короче, когда я увидела, что он расстроился, то предложила попробовать снова вернуть его в старый класс, раз ему так важен этот английский. И сын сказал: «Переводи!» А на мой вопрос про русский и литературу, он ответил, что готов приложить все усилия, чтоб и по этим предметам исправить оценки и найти общий язык с учителем.
Я побежала обратно в школу, попросила отменить перевод и мое заявление тут же порвали.
Было очень стыдно, что я такая нервная мамаша, которая не может определиться. Но зато на этот раз стало очень спокойно на душе, и вышла я из школы не с чувством тяжести, как в первый раз, а уже с улыбкой.
И в этот же день записалась на разговор с учителем русского и литературы. У нас в школе такая возможность есть у родителей каждый последний четверг месяца. И вот вчера я сходила в школу и пообщалась с этой учительницей.
И после этого разговора поняла, что именно это и надо было сделать с самого начала, а не идти в администрацию и не устраивать всю эту суматоху с переводами из класса в класс.
Учительница оказалась абсолютно нормальная, готовая идти навстречу, готовая помогать. Но и требовательная. Просто так она, конечно, даже троек сыну ставить не будет. А вот заниматься с ним готова дополнительно хоть каждый день. И теперь сын будет по утрам приходить к ней на 20-30 минут и заниматься русским. Он, кстати, согласен и даже не ныл, что надо будет раньше вставать.
Но и мне надо снова подключаться. Я не знаю, где я найду время, но мужу я уже сказала, что работа работой, а мать должна сыну помогать, если у него проблемы.
Сегодня вечером я все бросила и села с сыном делать уроки. Мы с ним и к литературе хорошо вместе подготовились, и русский он сделал не абы как, а все мы с ним подробно проговорили, и я ему объяснила то, что он не понимал.
Не знаю, на сколько меня хватит, но буду все же стараться каждый день уделять хотя бы полчаса урокам сына. И сын настроен на этот раз решительно. Готов стараться и работать.
Хотелось бы мне, конечно, в пятом классе уже не думать об уроках сына, но в нашем случае пока не выйдет. Надо помогать, как и раньше.
Но я вижу, что Матвей растёт, и что-то у него все же меняется в голове. Он становится постепенно более ответственным, более внимательным. И, конечно, с русским у него будут проблемы еще долго и оставлять его одного с этим пока нельзя, но я очень хочу верить в то, что мы все же с ним справимся и достигнем какого-то положительного результата. Хотя бы твердой тройки.
Но мамой быть мне очень тяжело. Никак не получается все делать правильно и своевременно. И очень часто я вообще не знаю, а как будет правильно именно сейчас.