Найти тему

Неизвестный Фатих Карими: отчисление из медресе, потеря отца из-за молнии и "панисламизм"

Холодным мартовским днем 1870 года, в деревне Минибаево, что под Альметьевском, родился мальчик. Назвали его Фатихом. Возможно, отец его - Гильман-хазрат уже тогда надеялся, что сын станет неординарной личностью. Так и вышло. Фатих Карими сумел оставить свой след и в татарской литературе, и в журналистике, и в общественной жизни начала ХХ века.

Действительно, в становлении этой исторической личности большую роль сыграл его отец – Гильман-ахун Карими из Бугульминского уезда. Деревенский мулла своим пытливым умом сумел уловить наступающие изменения в обществе и поддерживал стремление сына к новым знаниям.

Сначала юный Фатих учился в Чистопольском медресе (там же когда-то учился и сам Гильман мулла), но из-за невинного поступка шакирда - чтения газеты "Тарджеман" знаменитый Закир-ишан выгнал его из своего учебного заведения. Ишан был традиционных взглядов и считал, что газеты - это зло (ну, как сейчас все зло - в ваших интернетах...). К тому же, Фатих втихаря начал учить и русский язык. "Улың бозылды" ("Сын твой испортился") таков был вердикт разгневанного Закира-ишана.

Фатих Карими в шакирдские годы.
Фатих Карими в шакирдские годы.

Отец "провинившегося" шакирда, конечно, расстроился, забрал сына домой. Попытался устроить в другое медресе (ездили в Уфу). Но чуть позже он отправил в 1892 году любимого сына учиться в Стамбул. Хотя лишних финансов у него не было, ему очень хотелось дать Фатиху достойное образование.

«Отправляю не от того, что у меня есть лишние средства, − писал в своем письме-наставлении сыну в том же году Гильман-ахун. – Ты знаешь, кроме тебя у меня на руках еще пятеро детей и престарелый отец. От них отрываю, чтобы тебя отправить».

Сам Гильман-ахун дважды ездил в Стамбул, навестить сына. Один раз он сорвался, после того как узнал из газет о землетрясении, а от сына долго не было никаких вестей. Сердце было не на месте и он решил лично убедиться, что Фатих в порядке.

После завершения учебы, в 1898 году Фатих Карими вернулся в родную деревню и стал помогать отцу с обучением детей. Но мулла видел и переживал, что таланту сына нужен простор, немного другая жизнь. В итоге, Гильман-ахун распродал свое имущество, отказался от религиозной службы и переехал вместе с семьей, в 1899 году в Оренбург. Он договорился с Ахмет-баем Хусаиновым и планировал заняться садоводством. Кроме того, вместе с сыном они организовали работу небольшого издательства.

В этот же период Фатих Карими совершил большое путешествие по Западной Европе, в качестве переводчика золотопромышленника Шакира Рамеева. Гильман-ахун радовался тому, что сыну выдалась возможность воочию познакомиться с достижениями европейской культуры.

К сожалению, отцу и сыну не удалось вместе претворить в жизнь все задуманные планы: Гильман Карими скоропостижно скончался в 1902 году, от удара молнии. Боль утраты родителя Фатих Карими выразил в документальной книге "Гильман ахун", где собрал все материалы о нём.

Именно благодаря семейному окружению, а также природной любознательности и багажу знаний, полученному как в России, так и в Османской империи, Фатих Карими сформировался как очень разносторонняя личность. Его талант проявился в разных сферах. В итоге, он стал одной из ключевых фигур татарского реформаторского движения начала ХХ столетия.

ПЕДАГОГИКА

Фатих Карими был одним из адептов джадидского обучения в татарских медресе. Некоторое время он работал в медресе селения Дерекой Ялтинского уезда под руководством крымскотатарского просветителя Исмаила Гаспринского. Обучение по новому звуковому методу поддерживал и его отец, Гильман-ахун. Полученный в Крыму педагогический опыт, Фатих Карими применял уже в Волго-Уральском регионе. А в 1898 г. он стал преподавателем первого новаторского курса для мугаллимов (учителей джадидских школ) в Оренбурге. Курс был организован Ахмет баем Хусаиновым.

Кроме того, Фатих Карими является автором многочисленных учебных пособий для татарских школ по географии, истории и др. предметам.

ЛИТЕРАТУРА

Родным дядей Фатиха Карими (со стороны матери) был Ризаэтдин Фахретдин. Поэтому совсем неудивительно, что и он пробовал в себя в роли автора просветительских художественных книг на татарском языке. Среди его произведений: ""Шакирд и студент", "Дочь мурзы Фатима", "Женитьба Салих бабая", "Учеба Джихангира махдума в сельском медресе" и т.д. Публикации этих произведений способствовало и наличие семейного дела - издательства.

Кстати, создатели этого клипа Саиды Мухаметзяновой вдохновились рассказом Фатиха Карими "Дочь мурзы Фатима":

Кроме того, Фатих Карими известен и как переводчик. Помимо традиционных восточных языков (турецкий, арабский, фарси), литератор знал французский. Переводил он и с русского языка.

ПУБЛИЦИСТИКА

Особенно полюбились читателям начала ХХ века публицистические труды Фатиха Карими. Среди них - увлекательные записки путешественника и репортажи: "Путешествие по Европе" (1902), "Путешествие в Крым" (1904), "Письма из Стамбула" (1912).

Фатих Карими по-своему пытался нивелировать культурный разрыв между разными социальными группами татар: написал даже пособие по культуре поведения для крестьян. В 1902 г. в Оренбурге он издал книгу на татарском языке под названием «Воспитанный мужик», где приводились правила поведения для различных жизненных ситуаций. Это пособие было написано, очевидно, под влиянием аналогичных трудов Р. Фахретдина о воспитании.

ЖУРНАЛИСТИКА

Основным детищем Фатих Карими стала оренбургская газеты «Вакыт» ("Время") (спонсировалась братьями-промышленниками Рамеевыми). Став редактором в 1906 г., он сделал эту газету одной из самых популярных и авторитетных среди татар всей Российской империи. Это, действительно, был своеобразный "The Times", только на татарском языке.

Фото: https://tatjur.ru
Фото: https://tatjur.ru

На страницах газеты «Вакыт» периодически появлялись спорные материалы. Например, публикации, пропагандирующие свободу передвижения мусульманок, женскую экономическую самостоятельность и т.д. Не всем нравилась позиция редактора. Поэтому Фатих Карими получил среди некоторых оренбургских татар репутацию человека слишком свободных взглядов (распускали слухи, что он не чтит мусульманские традиции, не ходит в мечеть, а издательство его работает по пятницам), поэтому редакция газеты "Вакыт" постоянно полемизировала с другим городским изданием – журналом «Дин вэ магишат».

О том, как Фатих Карими искал себе спутницу жизни:

Татарин хотел жениться на француженке, но потом передумал

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Фатих Карими проявил себя и как общественный деятель. Например, в годы первой русской революции (1905-1907) он участвовал в различных мусульманских собраниях и съездах. Кроме того, оренбургский журналист был в числе выборщиков второй Государственной Думы и имел некоторые шансы стать депутатом. Но в марте 1907 года Фатих Карими выехал в Санкт-Петербург лишь для участия в работе комиссии при мусульманской фракции новой думы.

Нередко выпускаемые им издания (так же, как и газета "Вакыт") тоже выражали его активную общественную позицию. Например, в 1906 году его издательство выпустило небольшую брошюру Хади Атласи, где автор критиковал новый закон в сфере образовании. По распоряжению правительства от 31 марта 1906 г. планировалось введение в русско-татарских школах транскрипции татарских текстов буквами русского алфавита. Атласи призывал мулл выступить против этого нововведения. В 1908 году и автор, и издатель стали фигурантами судебного дела.

Сестра Фатиха Карими вспоминала:

«Однажды его даже арестовали и увезли в Оренбургское жандармское управление, где сутки продержали в камере. Помню, я отнесла ему продукты, молоко и хлеб. Один раз он был вызван в суд, где с него было снято обвинение, и он был оправдан».

Неизвестно о каком именно эпизоде идет речь. Но Фатиха Карими задержали и освободили и в 1908 году, и в 1911-м. Тогда уже его обвиняли в "панисламизме", его стамбульский диплом был еще одним фактором для такого рода жандармских претензий. Вместе с ним в числе «известных панисламистов» Оренбурга был обозначен и его дядя Риза Фахретдин.

За ними было установлено негласное наблюдение, в их домах и редакциях газеты “Вакыт” и журнала “Шура” проходили обыски. Все это было связано с известным делом медресе "Иж-Буби".

Портрет Фатиха Карими. Художник В,П. Салдаев. Фото: Мемориальный музей Фатиха Карими в Миннибаево (Альметьевский район РТ).
Портрет Фатиха Карими. Художник В,П. Салдаев. Фото: Мемориальный музей Фатиха Карими в Миннибаево (Альметьевский район РТ).

В 1917 году Фатих Карими был участником мусульманских собраний, избрался делегатом от Оренбурга во Всероссийский мусульманский совет. Октябрьские события он встретил с воодушевлением, начал издавать газету "Яңа вакыт".

Но уже в середине 1920-х гг. уехал из Оренбурга, жил в Москве, работал в Татарском отделении Центрального издательства народов СССР, преподавал турецкий язык в Институте востоковедения.

В советское время царский ярлык «панисламиста» Фатиха Карими для органов власти заиграл по-новому: его объявили «агентом турецкой разведки». Он был объявлен членом мифической антисоветской «пантюркистской» организации, которая якобы занималась «вредительской и террористической деятельностью». Жизнь Фатиха Карими, как и у многих ярких татарских деятелей начала ХХ века, оборвалась в 1937 году. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила 67-летнего ученого к расстрелу.

Реабилитировали Фатиха Карими почти двадцать лет спустя.

СберЧаевые