«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент Экзюпери
Здравствуйте, друзья и гости канала!
Сегодня мы начнём тему общения. Конкретно тема сегодняшней статьи – вербальное общение.
Многие из вас скажут, что и так понятно, что это устное или словесное общение. Так, да не совсем так. Всё, как всегда, намного шире и глубже. Но я постараюсь изложить тему вкратце. Если вы перечитали несколько моих статей, то заметили, что я подаю информацию тезисно и лаконично.
Итак:
Вы были правы, сказав, что вербальное общение – это словесное взаимодействие сторон с помощью языка, как знаковой системы.
Источником информации при вербальном общении есть проговаривание или написание.
В зависимости от направленности вербального общения можно выделить диалог и монолог.
Естественно, диалог – это когда общаются два человека или информация, направлена кому то.
Какие бывают диалоги? Оказывается, что он не один.
- Диалог как обмен информацией. Чисто информационный тип. Здесь мы просто доносим другому какие то ведомости.
- Диалог, который содержит в себе просьбу, приказ, обещание. Это побуждающий диалог.
- Диалог как обмен мыслями. Мы что то обсуждаем, спорим о чём то, дискуссируем на тему.
Есть ещё и праздноречивый диалог. Здесь мы жарко демонстрируем свои эмоции, чувства. Также мы можем вести интеллектуальную беседу.
Монолог – это то же общение, что и в случае диалога, но с оговорками: здесь активно ведёт подачу информации, адресованную кому то или самому себе, один человек. Обратного эффекта нету. Другой просто воспринимает.
Устная речь.
В нашем вербальном общении самым популярным и незаменимым есть устная речь или проговаривание. Ну куда без разговора то? Он везде и всюду.
Для устной коммуникации характерны словесная импровизация, короткие предложения, побуждающие, вопросительные фразы, повторения, незавершённость высказанной мысли.
Письменная речь.
Это коммуникация в графическом отображении. Ей характерна заранее продуманность мысли и стиля подачи.
Например письмо. Сегодня мало кто из простых обывателей мира сего пишут друг другу письма. Технический прогресс берёт своё. Но, лично я надеюсь в глубине души, что письма возродятся. В них не только слова – носители информации. В них весь спектр чувств и душевных изливаний.
Для писем характерными были заранее продуманность содержания, стилистическая палитра, развернутость сложных предложений, соблюдение языковых норм и правил.
СМСка.
Эсемеску трудно назвать письмом. Это ближе к телеграммам (кто в теме). Здесь краткость – сестра таланта. Это такая себе записка о чём то.
Сегодня всё чаще СИСку заменяют голосовым сообщением. Это очень удобно. Лично меня это правда расстраивает. Мы перестаем непосредственно общаться друг с другом. А это плохо.
Все письменные формы общения направлены человеку, отсутствующему на данный момент. То есть мы не видим и не слышим его реакцию на наше обращение. Иногда нам это даже на руку. Но есть большой минус в этом: адресант не может прочитать наши эмоции в письме. Смайлов там, как в СМСках, нету.
Слушание.
Слушание не менее важно, чем разговор. Мы через слух воспринимаем 25% всей информации.
Иногда мы слушаем для повышения нашей эрудиции и знаний (аудиокниги, лекции, доклады, блоги).
Иногда для эмоциональной наполненности (звуки природы, музыка, стихи, аудиоспектакли и др.).
Есть два вида слушания:
1. Рефлекторное или сосредоточенное. Мы активно внимательно слушаем и по возможности запоминаем.
2. Нерефлекторное или рассеянное. Когда мы чем то заняты и слушаем молётом, краем уха. О запоминании и речи не идёт. Этот вид я использую для засыпания. Включаю телевизор или радио и под монотонный говор потихоньку погружаюсь в сон.
Итог.
Надо сказать, что вербальное общение вообще связано с памятью, мышлением, вниманием и эмоциями.
Совершенно по-разному вербальная коммуникация отображается в зависимости от структуры личности человека. (Структуру личности мы разбирали в подборке «Психология личности»). Скажу больше, сколько людей, столько и моделей общения. Каждая неповторима.
Имеет свои особенности коммуникация также в зависимости от рода деятельности человека. Каждая сфера деятельности сформировала свой стиль речи и общения.
А главное, если можно так выразиться, общение было придумано для сближения людей друг с другом на разных уровнях коммуникации и в разных формах взаимодействия.
Надеюсь, статья была интересная и полезная.
Не забудьте поставить лайк и подписаться!
С вами канал «загадка Человека».