Так получилось, что за последнее время у меня состоялось несколько бесед по поводу нынешних студентов и, соответственно, завтрашних специалистов.
Речь шла о студентах гуманитарных специальностей, но мои собеседники в один голос утверждали, что через несколько лет на рынок выйдут люди, которые не знают и не умеют ничего. И самое главное - не хотят знать. Нет широты взглядов, нет любознательности. Зато тонкая душевная организация, на них нельзя ругаться, строжиться, требовать с них чуть больше, иначе ты тут же "токсичный преподаватель".
С одной стороны, к кому претензии? Это же наши дети, наши нежные котики. Это наша гиперопека их такими сделала. У меня знакомая дочь возила в школу и из школы до 11 класса. Ребёнок вообще не ориентируется в городе и в общественном транспорте, например. В крайнем случае, она вызовет себе такси.
С другой стороны, в ситуации, когда студент платит за семестр сотни тысяч рублей, он имеет право заявлять преподавателю: "Вы здесь не для того, чтобы меня отчитывать, а для того, чтобы учить". И за счет такого студента живёт вуз, и в его отчислении никто не заинтересован. Кроме того, на это наложилась "гуманизация образования", это я на днях такой термин услышала. Это когда на студента нельзя давить, нельзя ругаться, можно только аккуратно с ним, по-человечески, даже если он ничего не делает.
С третьей стороны, откуда в большинстве молодых людей возьмётся тяга к знаниям, когда до любого знания - три секунды? Даже запоминать ничего не надо - всегда можно погуглить. И это мы можем скептически к этому относиться, а нынешние 20-летние не жили без интернета, они не могут представить, что он может куда-то деться. Знания в чистом виде, как большое количество информации, как мне кажется, обесценились. Ценятся те знания и навыки, которые можно прямо сейчас применить, а какие-то абстрактные - как устроен мир и т.п. - ну что с ними делать?
Вообще, доступность информации с нашими детьми сыграла злую шутку, мне кажется. Для них многое упростилось и в итоге - потеряло смысл.
Ну, и о кругозоре ещё. Муж мой недавно высказал такую интересную мысль. Алгоритмы большинства сервисов работают так: если тебе что-то интересно, то тебе постоянно подсовывают аналогичное. Посмотрел чуть дольше видео с приготовлением борща - получи десятки роликов с супами. Лайкнул статью про путешествия - и вся твоя лента в секунду превращается в собрание разных путешественников. Достаточно послушать (или даже переслушать) музыкальную композицию в стиле, например, блюз - и всё, "Твоя волна" будет завывать блюзовыми напевами до скончания веков.
То есть все современные сервисы сделаны так, чтобы сосредоточиться на вкусах пользователя. Но кто и когда будет формировать эти вкусы? Напрашивается ответ - семья, родители. Отключить ребенка от ютуба и гаджетов, и предложить посмотреть на всё многообразие мира, жанров, текстов, возможностей самовыражения...
В общем, ругать молодёжь можно, конечно. Но поскольку большинство из нынешних студентов, например, не являются сиротами, то с себя снимать ответственность за такое положение дел тоже не надо.
Ух, руки чешутся написать про воспитание не только детей, но и себя как родителей. Напишу обязательно, нарвусь на скандал в комментариях, но не в этот раз:))