Найти в Дзене
Москва памятная

«Белое солнце пустыни». Вспоминаем создателей и актеров любимого фильма

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Ровно 53 года назад в прокат вышел историко-приключенческий фильм «Белое солнце пустыни», ставший не только лидером кинопроката того года, но и вошедшим в золотой фонд отечественного кинематографа. Все вы наверняка прекрасно его помните, поэтому я не стану пересказывать содержание, а просто предлагаю вспомнить замечательного кинорежиссера, подарившего нам этот прекрасный фильм и, конечно же, великолепных актеров сыгравших главные роли.

Мотыль Владимир Яковлевич (1927-2010)

-2

Советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист России.
Родился в белорусском городке Лепель в еврейской семье. Его отец слесарь на заводе в 1930 году был арестован по обвинению в шпионаже и отправлен в лагерь на Соловки, где вскоре погиб, а семья была отправлена в ссылку в городе Оса Пермской области, где мать работала завучем в детском доме для детей репрессированных.

В 1948 году Владимир Мотыль закончил актёрское отделение Свердловского театрального института. Работал режиссёром Свердловского драматического театра, затем актёром и режиссёром в театрах в Сталиногорске (ныне Новомосковск Тульской области) и в Нижнем Тагиле. С 1955 года — главный режиссёр Свердловского театра юного зрителя. В 1957—1960 был режиссёром Свердловской киностудии. В 1963 году снял свой первый самостоятельный фильм, «Дети Памира», на студии «Таджик фильм».

Следующий фильм Мотыля «Женя, Женечка и «катюша» по сценарию Булата Окуджавы вышел на экраны в 1967 году и несмотря на мягко говоря прохладное к нему отношение кинематографического начальства имел большой зрительский успех.

Поистине всенародный успех и любовь зрителей Мотылю принес его следующий фильм «Белое солнце пустыни». Следует сказать, что первоначально Владимир Яковлевич снимать этот фильм не планировал. После ошеломляющего успеха «Неуловимых мстителей» и «Новых приключений неуловимых», очередной истерн (название жанра по аналогии с американским вестерном) был включен в план киностудии «Мосфильм», но режиссера пожелавшего взяться за съемки не нашлось. Между прочим, среди отказавшихся от этой работы постановщиков был и Андрей Тарковский. Представляете себе «Белое солнце…» в его интерпретации?
В конце концов Григорий Чухрай, возглавлявший тогда Экспериментальное творческое кино объединение предложил взяться за постановку Мотылю в обмен на содействие в получении разрешения на постановку фильма «Звезда пленительного счастья», которого тот безуспешно добивался.

Владимир Мотыль на съемочной площадке «Белого солнца пустыни»
Владимир Мотыль на съемочной площадке «Белого солнца пустыни»

В итоге получился один из лучших фильмов в истории нашего кино фразы, из которого давно разошлось на цитаты, а имена Сухов, Саид и Верещагин стали нарицательными.
Ну а фильм «Звезда пленительного счастья», как и было, обещано Мотыль снял в 1974 году. Картина, конечно, не имела такого успеха, как «Солнце», но была вполне доброжелательно встречена и зрителями и критикой.

В 1976—1985 годах В. Мотыль — художественный руководитель Студии художественных фильмов творческого объединения «Экран» телецентра «Останкино».
Кроме вышеперечисленных, снял еще 7 картин ,ни одна из которых, к сожалению, не смогла повторить успеха фильмов снятых им в 60-е-70-е годы прошлого века.
Скончался в феврале 2010 года. Похоронен на 112 участке Востряковского кладбища, рядом с женой.

-4

Заранее хочу сообщить тем, кто захочет возмутиться «здоровенным булыжником» на могиле кинорежиссера, что это не булыжник, а традиционное иудейское надгробие, которое называется Маццева - камень устанавливаем вертикально в память о каком то событии или над могилой. Кстати, обратите внимание, что на табличке указаны не даты жизни, как это обычно принято, а одна дата, рождения. Это то же соответствует иудейским верованиям, поскольку считается, что земной путь это только начало вечной жизни.

Кузнецов Анатолий Борисович (1930-2014)

-5

Замечательный советский киноактер. Народный Артист РСФСР. Незабываемый товарищ Сухов.

В 1955 году окончил Школу студию МХАТ, и ему была предложена работа в театре имени Волкова в Ярославле и в московском театре "Современник".

В это же время молодому актеру уже неплохо зарекомендовавшему себя в кино (еще студентом он дебютировал в фильме "Опасные тропы"), поступило сразу два предложения. Его звали на центральные роль в картины «Гость с Кубани» и «За витринами универмага».

Кузнецов выбрал кино. Всего он снялся почти в ста фильмах.

Наиболее запомнившиеся картины с его участием "На дорогах войны" (1958), "Друг мой, Колька" (1961), "Дайте жалобную книгу!.." (1965), "Весна на Одере" (1967) и многие другие.

Но по настоящему звёздным для артиста стал 1969 год, когда он снялся в фильме Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни". Красноармеец Федор Сухов в исполнении Кузнецова покорил сердца не только советских зрителей; фильм демонстрировался более чем в 80 странах.

Потом были еще десятки фильмов, среди которых и «Горячий снег» по книге Бондарева и один из первых российских сериалов «На углу у патриарших» и множество других ролей.
Но лично мне кажется, что если бы Анатолий Кузнецов не сыграл бы больше ни одной роли кроме товарища Сухова, он все равно навсегда бы вошёл в историю советского кинематографа.

Скончался в марте 2014 года. Похоронен на 5 участке Новодевичьего кладбища

-6

Мишулин Спартак Васильевич (1926-2005)

-7

Один из самых любимых и узнаваемых актёров нашего кино, Народный артист РСФСР, Заслуженный деятель культуры Польши.

Имя Спартак получил по настоянию своего дяди, который был известным историком, специализировавшимся на восстании Спартака. В 1937 году его мама, занимавшая высокий пост в одном из наркоматов была арестована и отправлена в лагерь. Спартак остался в семье дяди.

В 1941 году был эвакуирован в Горьковскую область, где поступил в артиллеристскую спецшколу. Наряду с учебой активно занимался школьной самодеятельностью. Вскоре был арестован и осужден на 3 года колонии за кражу нескольких электрических лампочек, которые были нужны ему для спектакля. В колонии руководил самодеятельностью и после освобождения работал заведующим клубом в одном из сел Калининской области. После победы учился в театральной студии при Калининском драмтеатре, а после её окончания был принят в труппу. В 1960 году во время гастролей театра в Москве, получил приглашение в Московский театр Сатиры, в котором прослужил 45 лет.
Всесоюзная слава пришла к нему после выхода на телеэкраны популярнейшей передачи "Кабачок 13 стульев" где он много лет блистал в роли пана Директора.
Самая известная кинороль – это несомненно Саид из «Белого солнца пустыни.
Скончался С.В. Мишулин 17 июля 2005 года, похоронен на 12 участке Ваганьковского кладбища.

-8

Луспекаев Павел Борисович (1927 – 1970)

-9

Замечательный советский актер театра и кино сыгравший в фильме «Белое солнце пустыни» роль таможенника Верещагина, того самого, который «Мзду не берет. Ему за державу обидно».
Шестнадцатилетним юнцом Паша Луспекаев воевал в партизанском отряде. Был ранен в руку, что едва не окончилось ампутацией. Во время одного из разведывательных рейдов пролежал несколько часов в снегу и получил сильнейшее обморожение ног, что в дальнейшем привело к атеросклерозу сосудов ног и ампутации ступней. В середине 60 –х он был вынужден по состоянию здоровья, уволится из Ленинградского БДТ, где был одним из ведущих актеров, но продолжал сниматься в кино. В фильме «Белое солнце пустыни» играл, уже, будучи полным инвалидом, не способным самостоятельно пройти более 20 шагов. Но сыграл в результате потрясающе. Можно сказать, что эта роль стала памятником великолепному актеру, и человеку потрясающего личного мужества.
Павел Борисович Луспекаев скончался 17 апреля 1970 года через две недели после выхода в прокат «Белого солнца…» и за три дня до своего 43 дня рождения. Похоронен на Северном кладбище Санкт- Петербурга. Честно сказать, я не знаю, как выглядела Могила Луспекаева в советское время, но сегодня это достаточно солидный мемориал из белого мрамора с надписью, «С поклоном от таможенников северо-запада».

-10

Говорят что Луспекаев – Верещагин официально считается «главнейшим таможенником России»

Установлен памятник актеру в образе его знаменитого киногероя в Луганске

-11

и у здания главного таможенного управления в Москве

-12

Годовиков Николай Львович (1950 – 2017)

-13

Непрофессиональный киноактер, сыгравший в фильме «Белое солнце пустыни» красноармейца Петруху.
Ещё, будучи школьником, прочел объявление в газете о наборе мальчиков для съемок в фильме «Республика ШКИД», прошёл отбор и снялся в нескольких эпизодах. С Владимиром Мотылем познакомился на съемках фильма «Женя, Женечка и «катюша», где сыграл безымянного красноармейца. Перед самым отъездом в кино экспедицию на натурные съемки «Белого солнца…» неожиданно отказался от участия в фильме уже утвержденный на роль Петрухи профессиональный актер, и Мотыль срочно задействовал Годовикова, который в это время уже работал слесарем на одном из ленинградских заводов. С ролью как мы помним непрофессиональный актер, справился совсем неплохо, но потом жизнь у него не заладилась. Сразу после окончания съемок он был призван в армию, а потом работал то там, то сям подолгу нигде не задерживаясь. В итоге был осужден за тунеядство, затем за кражу и ещё раз, за кражу получив, «почетное звание» рецидивиста.
В конце 90-х вернулся в кино, и начал регулярно сниматься в эпизодах криминальных сериалов. На его счету участие в таких известных проектах, как «Улицы разбитых фонарей», Бандитский Петербург», «Литейный», «Агент национальной безопасности» и многих других.

Скончался в ноябре 2017 от онкологического заболевания.

-14

Вот такие разные судьбы. Как бы это не банально звучало, сегодня спустя более полувека после выхода на экран, когда уже нет в живых ни тех, кто его снимал, ни тех, кто сыграл в нем главные роли, фильм продолжает жить, и его продолжают смотреть, потому что настоящее кино это искусство, а искусство вечно.