Хочу поделиться впечатлением от выставки Людмилы Калиниченко.
Она про работу памяти и самоидентификацию с помощью семейных механизмов поведения.
1. На выставке несколько экспонатов. Переступая порог помещения ты видишь все сразу. Целиком. Мы как будто заходим в центр памяти художницы и видим либо что-то гипертрофированно большое на переднем плане, либо что-то менее значимое.
Например, на контрасте очень большая бабушкина обережная лента и паттерн из семейных рецептов на фоне.
Очень расширяет сознание такое использование пространства. Еще это круто, потому что такая метафора подчеркивает избирательность памяти.
2. Мне очень понравилась, что художница сравнила человеческую память с текстильными тканями – на мягких поверхностях остаются следы прикосновений.
Мягкие ткани - это комфорт.
Память должна быть именно комфортной, ведь мы не можем прислушиваться к тому, что нас травмирует.
Один из экспонатов – "скамья памяти". Ты садишься напротив экрана, надеваешь наушники и погружаешься в видеомонолог с Людмилой, которая сидит на той же скамье.
"...После просмотра зритель оставляет на скамье углубление – визуализацию воспоминания как следа."
3. Сохраняя мягкую атмосферу комфортной памяти, появляется и другой способ отношения к собственному прошлому: противопоставление ему, борьбу с привычками и механизмами. Это иллюстрирует боксерская груша, обтянутая фотографиями художницы в юном возрасте.
Груша, кстати, тоже мягкая.
В общем и целом, меня зацепило обилие инструментов, каждая пространственная характеристика которого несет в себе какой то нарратив.
Команде выставки очень удалось перенести зрителя в мозг художника, сочетая общую концепцию и большое количество ответвлений.
Честно признаюсь, что идея во мне откликнулась меньше, чем ее материальное воплощение.
Все таки я больше оценила выставку как дизайнер и человек, который хотел быть художником, хехе.
Даже не знаю, стоит ли в оценке учитывать то, что работа "не тронула", а перевела восприятие на технические детали.. хотя наверно это зависит от настроя, который ты туда принес.