Найти в Дзене
Кофе с Кандинским

Писатель Карамзин, художник Гольбейн и Пляски смерти

Знаменитый русский историк Николай Карамзин в конце XVIII века отправился в большое путешествие в Европу, о чем оставил подробные и весьма любопытные записи, в том числе и об увиденных произведениях искусства. В рубрике "Слово и образ" представляю вам фрагмент его "Писем русского путешественника".

Алексей Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина. 1828. Всероссийский музей А.С. Пушкина
Алексей Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина. 1828. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Карамзин провел в Европе около года (1789-1790), посетив множество стран: Францию, Швейцарию, Англию, Германию. Опубликовал он свои записки в 1790-х годах, и книга эта приобрела огромную популярность. Путешествуя, Карамзин как образованный и увлеченный человек в обязательном порядке посещал музеи и смотрел картины. Среди прочих художников в его записках упоминается Ганс Гольбейн Младший, один из величайших немецких живописцев. С его работами писатель познакомился в Базеле, далее передаю слово самому Карамзину:

...В публичной библиотеке показывают многие редкие рукописи и древние медали, которых цену знают только антикварии и нумисматографы; а что принадлежит до меня, то я с большим примечанием и удовольствием смотрел там на картины славного Гольбеина, базельского уроженца и друга Эразмова. Какое прекрасное лицо у Спасителя на вечери! Иуду, как он здесь представлен, узнал бы я всегда и везде.

Ганс Гольбейн Мл. Тайная вечеря. 1525. Базельский художественный музей
Ганс Гольбейн Мл. Тайная вечеря. 1525. Базельский художественный музей

В Христе, снятом со креста, не видно ничего божественного, но как умерший человек изображен он весьма естественно. По преданию рассказывают, что Гольбеин писал его с одного утопшего жида.

Ганс Гольбейн Мл. Мертвый Христос. 1521-1522. Базельский художественный музей
Ганс Гольбейн Мл. Мертвый Христос. 1521-1522. Базельский художественный музей

Страсти Христовы изображены на осьми картинах. – В ратуше есть целая зала, расписанная аль-фреско Гольбеином. Знатоки говорят о сем живописце, что фигуры его вообще весьма хороши, что тело писал он живо, но одежду очень дурно. 

– В ограде церкви св. Петра, на стене за решеткою, видел я и славный «Танец мертвых», который, по крайней мере отчасти, считают за Гольбеинову работу. Смерть ведет на тот свет людей всякого состояния: и папу и нимфу радости, и короля и нищего, и доброго и злого. Не будучи знатоком, могу сказать, что, конечно, не одно воображение и не одна кисть произвели сей ряд фигур: столь хороши некоторые и столь дурны прочие! Я заметил три или четыре лица, весьма выразительные и, конечно, достойные левой Гольбеиновой руки. Впрочем, вся картина испорчена воздухом и сыростию.

Между прочими Гольбеиновыми картинами, которыми гордится Базель, есть прекрасный портрет одной молодой женщины, славной в свое время. Живописец изобразил ее в виде Лаисы (по чему легко можно догадаться, какого рода была слава ее), а подле нее представил Купидона, облокотившегося на ее колени и держащего в руке стрелу. Сия картина найдена была на алтаре, где народ поклонялся ей под именем богоматери; и на черных рамах ее написано золотыми буквами: «Verbum Domini manet in aeternum» (слово Господне пребывает вовеки).

Ганс Гольбейн Мл. Венера и Амур. 1522-1525. Базельский художественный музей
Ганс Гольбейн Мл. Венера и Амур. 1522-1525. Базельский художественный музей

***

Как видно из текста Карамзин находился под впечатлением от картин Ганса Гольбейна. Увиденные русским писателем картины относятся к раннему периоду творчества живописца. Из всех описанных работ мне не удалось обнаружить только стенную роспись "Танец смерти", но зато хочу вам показать ксилографии (гравюры на дереве) на эту же тему, созданные Гольбейном и по праву считающиеся настоящим шедевром графики. Вот несколько из них:

Сюжет всей серии прост: смерть вторгается в повседневную жизнь тридцати четырех человек из разных слоев общества — от папы до врача и пахаря. С каждым смерть обращается по-разному: ученому дает яд, графине надевает ожерелье из костей, ребенка уводит за ручку... Суть одна: смерть, великий уравнитель, никому не дает уйти.

"Пляска смерти" - тема, довольно популярная в позднесредневековом искусстве, Гольбейн продолжил размышлять на эту тему. Особенно примечателен в этом цикле размер листов - 6,5 х 5 сантиметров! Но тут стоить отметить, что Гольбейн - автор рисунков, а гравировал их Ганс Лютцельбургер.