Сегодня 30 марта нидерландскому постимпрессионисту Винсенту Ван Гогу могло бы исполниться 170 лет! В честь дня рождения художника, который сильно повлиял на живопись ХХ века, но так и остался непризнанным при жизни, воздаем ему должное и рассказываем о нем через призму кино.
Ван Гог. На пороге вечности / At Eternity's Gate (2018)
Реж. Джулиан Шнабель
Некоторые авторы, снимая байопик, предпочитают охватывать всю жизнь героя целиком, остальные выделяют из нее самый важный период и рассказывают только о нем. В случае с Ван Гогом всех режиссеров интересуют последние дни его жизни. Именно тогда он находился в самом нестабильном психологическом состоянии, именно тогда родился как автор и написал свои главные (будущие) шедевры, а затем неожиданно и загадочно скончался, так и не получив долгожданного признания.
Но у каждого из режиссеров разный угол зрения — детектив про убийство, теплые отношения с братом, творческие искания. Шнабель выносит на первый план внутренний мир Ван Гога. Он оставляет нас наедине с художником, окунает в его мысли и чувства, показывает, чем вдохновлялся, создавая свои знаменитые полотна. Вместе с Ван Гогом в исполнении невероятного Уильяма Дефо мы гуляем по французским лугам, любуемся небом, спорим с Гогеном, рассуждаем о будущем, плачем, смеемся, созерцаем и создаем.
И в отличии от него знаем, что не только смерть стоит у него на пороге, но и он стоит на пороге вечности.
Ван Гог. С любовью, Винсент / Loving Vincent (2017)
Реж. Дорота Кобела, Хью Уэлшман
Через год после смерти Винсента Ван Гога почтальон Жозеф Рулен находит неотправленное письмо к брату художника Тео. Рулен просит своего сына Армана отыскать его и передать письмо. Сын неохотно соглашается. Во время поисков Тео он знакомится с людьми, которые окружали Ван Гога последние дни его жизни. Армана настораживают их путаные показания, и он решает начать расследование загадочной смерти художника.
«С любовью, Винсент» — первый в истории анимационный фильм, полностью нарисованный масляными красками на полотнах. Его сначала сняли, а потом раскрасили каждый кадр в свойственной Ван Гогу технике импасто (густое нанесение красок на холст). Так что перед нами буквально экранизация его работ. Однажды Ван Гог сказал, что за художников должны говорить их полотна. И его полотна действительно заговорили! Персонажи картин ожили и сами рассказали о своем создателе — и это настоящее волшебство.
После просмотра задаешься вопросом — «почему бы не снимать все байопики про художников в их собственном стиле?». Это же так логично. К сожалению, есть несколько «но». 125 художников, 62 450 нарисованных кадров, 5 лет создания фильма. Сложно, долго, дорого. Но завораживающе. Как бы еще хотелось взглянуть на такой байопик, скажем, про Сальвадора Дали, Фриду Кало и Пабло Пикассо. Поэтому желаем кинематографу времени, средств и вдохновения, а Ван Гогу — чтобы его полотна никогда не замолкали.
Ван Гог: Портрет, написанный словами / Van Gogh: Painted with Words (2010)
Реж. Эндрю Хаттон
«Ван Гог: Портрет, написанный словами» — телевизионный фильм-биография нидерландского художника от BBC. Как заявляют сами создатели, в нем нет ни капли выдумки, а в основе — 902 письма авторства Винсента, большую часть из которых он написал своему младшему брату Тео Ван Гогу. Переписка эта началась совсем рано, когда Винсенту было 19, а Тео всего 15, и длилась всю жизнь. Красной нитью она проходит через годы, становясь основой и поддержкой для художника.
Сам фильм напоминает театральную постановку: и родители, и соседи, и брат Тео, и сам Винсент «оживают» благодаря актерам. Роль великого таланта с непростой судьбой исполняет британский актер Бенедикт Камбербэтч.
Рассказчик же проводит зрителя по непростому жизненному пути Ван Гога — от юности и первых попыток реализоваться в богословии до психического расстройства и ранней смерти.
Ван Гог / Van Gogh (1991)
Реж. Морис Пиала
«Ван Гог» — одна из последних работ французского режиссера Мориса Пиала, созданная в привычно приписываемой ему строгой, реалистичной манере.
Эта биографическая драма рассказывает о последних двух месяцах жизни Винсента Ван Гога (Жак Дютрон), который приехал в небольшой город Овер-сюр-Уаз близ Парижа. Он попадает на лечение к доктору и большому поклоннику искусства Полю Гаше и внезапно осознает, что испытывает чувства к его дочери, совсем юной Маргарите.
Пиала делает акцент не на полотнах, которые художник пишет в Овер-сюр-Уаз, отводя творческим поискам Ван Гога не так много экранного времени, а на его отношениях с окружающими (в основном с братом Тео) и его ментальном здоровье. Ван Гог у режиссера находится в вечном движении, но это движение не вперед, не развитие, а невозможность вырваться из созданных рамок. Будто Винсент — белка в колесе, исступленно бегущая вперед, но так и остающаяся на месте.
Многие сцены в фильме будто сошли с полотен других художников-импрессионистов того времени — Ренуара, Мане, Писсарро. Так Пиала лишний раз подчеркивает обособленность Ван Гога, его особый, непохожий ни на кого творческий почерк и следующее за ним одиночество.
Ван Гог / Van Gogh (1948)
Реж. Ален Рене
«Ван Гог» — дебютная картина одного из отцов-основателей французской «Новой волны», Алена Рене, документальный короткометражный искусствоведческий фильм, получивший Оскар в 1950 году.
Рене, используя картины Ван Гога, дает зрителю не сухие факты о великом художнике, но помогает понять через работы глубину творческого метода и внутренний мир Винсента. По словам режиссера, даже пленка для съемок была выбрана черно-белая, чтобы усилить и подчеркнуть драматизм судьбы и живописи. Ален Рене помогает Ван Гогу настроить диалог со зрителем, превращая просмотр фильма в любование одним огромным полотном в музее.
Авторы: Амалия Бабаян и Анастасия Гончарова
—----------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!