После того, как защитный лак просох, можно начинать думать о том как бы всё это заводить.
Первым вариантом возможно приходит на ум простейший: закинуть все микросхемы в панельки и подрубить питание, а там будь что будет.
В принципе, когда в педали есть только самые обычные компоненты, которые можно купить в любом ларьке, а собранная педаль уже далеко не из первого десятка, то такой подход допустим. Только желательно использовать не особо мощный источник тока. Например не первой свежести батарейку крона или лабораторный блок питания с выставленным ограничением по току.
Но в моём случае речь идёт о педальке в которой достаточно много дефицитных деталей, которые было бы жалко спалить сгоряча. Потому начнём постепенно и пойдём к цели небольшими шагами.
1) Внимательно осматриваю обратную часть платы, желательно с увеличительным стеклом, на предмет возможных замыканий, созданных во время пайки. Не должно быть слишком больших капель припоя, ну и металлического мусора тоже. В моём случае нахожу одно подозрительное место, убеждаюсь мультиметром что замыкания там нет, но на всякий случай быстрым касанием паяльника чуть забираю на него излишки припоя, чтобы место и не выглядело подозрительным. Потом сюда надо будет капнуть ещё капельку лака.
2) Когда предыдущий этап прошел успешно - не вставляя никаких микросхем в панельки, подключаю питание с лабораторного блока.
Убеждаюсь, что блок не уходит в защиту. Дальше беру в руки мультиметр и кладу рядом схему. Будем в очередной раз курить мануалы.
Судя по схеме плюс питания должен приходить на следующие ножки панелек (при этом он проходит через защиту от переполюсовки в виде диода Шоттки, так что на нём упадёт немного напряжения и на микросхемах мы намеряем чуть меньше, чем выдаёт БП):
IC1 - 8 ножка
IC2 - 13 ножка
Следующие микросхемы отделены небольшим резистором по питанию, так что измеряемое на них напряжение может быть ещё немного ниже.
IC3 - 5я если бы я пользовался панельками DIP8, но поскольку у меня впаяны на проводах панельки на DIP14, то это нога номер 8 (противоположная по диагонали от 1-й)
IC4 - так же, как в случае с IC3
IC5 -ножка номер 1
В дальнейшем я буду опускать тот факт, что у меня микросхемы BBD планируются на проводах и в панельке на 14 ножек, буду упоминать всегда номер ножки на плате в DIP-8. Чтобы не запутывать себя и читателя.
В моём случае напряжение питания присутствует в ожидаемых местах, так что идём к следующему шагу.
3) Смотрю ещё раз в схему, убеждаюсь, что чистый сигнал у нас идёт со входа на выход педали только через буфер на транзисторе Q1 и операционный усилитель с его обвязкой из пассивных компонентов.
Операционный усилитель - это как раз самая простая деталь, которая есть везде, его не особо жалко (да и сжечь его довольно трудно). Так что следующий этап проверки - вставляю в панельку операционный усилитель (конечно же при выключенном питании), подключаю всё через простое приспособление в комбик и пробую играть на гитаре. Выводов на данном этапе я делаю два:
а) я давно не играл на гитаре, пальцы плохо слушаются.
б) я слышу себя в комбоусилителе, так что отвечающая за прямой сигнал часть схемы исправна. Можно двигаться дальше. Только сперва надо обесточить плату, отключив питание.
4) На этом этапе я кладу рядом с мультиметром осциллограф и вставляю в соответствующую панельку IC5 микросхему BL3102. Подаю питание.
Это генератор опорной частоты для BBD, у него два выхода CP1 (2 ножка) и CP2 (4 ножка), на которых должна появиться одинаковая тактовая частота.
Причем эта частота должна меняться как при повороте потенциометра на 1 мегаом (который регулирует время задержки), так и при вращении подстроечного резистора CLOCK
И она действительно меняется:
Теперь, не убирая далеко осциллограф, проверяю, что эти сигналы доходят до микросхем BBD:
Что делать, если нет осциллографа? Конечно же купить его! Очень полезная вещь и для работы с гитарными педалями не требуется какой-то навороченный экземпляр, достаточно пресловутых DSO-138 или 150 (как у меня). Иногда частоту можно померить мультиметром, например у меня где-то есть вот такой малыш, он может измерять частоту в положении Hz:
Но это несерьёзно, настоятельно советую разжиться осциллографом.
Если всё хорошо (или если частоту всё равно было нечем измерять), то обесточиваем плату и переходим к следующему этапу:
5) Добавляем на плату микросхемы компандера (IC2) и первой из двух BBD (IC3):
Теперь я подключил ко входу педали вместо гитары генератор тестового сигнала, чтобы не приходилось одновременно играть на гитаре и тыкать осциллографом, а то рук не хватит.
А с выхода отключил комбоусилитель, нечего соседей пугать. Сигнальный генератор играет ничуть не лучше меня.
Генератор тестового сигнала самый простой, китайский.
Выставляю на нём синус, частота принципиальной роли не играет, пусть будет Ля, то есть 440 герц. Амплитуду беру небольшую, чтобы не было перегруза, 0.7 Vpp вполне достаточно. Убеждаюсь на осциллографе, что он видит выставленные 440 герц.
На педали выставляю Feedback и Mix на минимум, Delay примерно посередине. И теперь подключаю питание к педали. Сначала надо убедиться, что сигнал доходит до BBD, по схеме проверяемая цепочка выглядит так:
То есть ждём наши 440 герц на 3-ю ножку BBD.
И находим их там! Причем даже видим, что амплитуда подросла примерно вдвое: с 0.7 до 1.39 Vpp. Это значит, что компандер работает.
Теперь я знаю что:
а) на микросхему BBD в позиции IC3 приходит питание (это проверялось на втором этапе)
б) на неё приходит опорная частота с драйвера Bl3102 (проверялось на четвертом этапе)
в) на неё приходит аудиосигнал со входа педали. В этом я только что убедился.
Далее следует простой вывод: микросхема BBD должна пропустить через себя сигнал со входа и выдать его на выход (ножки 7 и 8)
Но если ткнуться туда осциллографом, то не видно ничего, кроме какого-то высокочастотного мусора. :( Кошмар!!!
На самом деле не надо поддаваться панике, дело в том, что для микросхемы BBD надо подать нужное именно ей опорное напряжение. Оно варьируется от экземпляра к экземпляру и вычислить его невозможно. Надо только подбирать экспериментальным путём. Выставляется оно при помощи подстроечного резистора BIAS1. Очень медленно вращаю его и смотрю за экраном осциллографа. Есть!
Появляется что-то похожее на исходный сигнал, но с большим количеством помех. Подбираю положение BIAS1, когда верхние и нижние полуволны симметричны и амплитуда сигнала максимальна.
На экране частота определилась как 804 герца, но это из-за невысокого качества осциллографа и большого количества помех. На самом деле видно, что на экран влезают те же 10 волн, что и были в 440 герцах при выбранном масштабе. Так что это наши 440 герц, только с большим количеством помех. Помните, что у нас в педали куча фильтров высоких частот? Вот как раз всю эту муть они и призваны убирать.
На микросхеме BBD два выхода, каждый дает примерно такой сигнал и дальше они смешиваются на резисторах R24 и R23 и уже в общем виде поступают на резистор R27 (это всё делается для уменьшения помех)
На нём (с любой его стороны) можно посмотреть более свободный от помех сигнал
И действительно - видно, что тут сигнал уже менее шумный, даже частоту осциллограф определил правильно. Можно, глядя на этот сигнал, попробовать ещё чуть подстроить BIAS1, цель прежняя - наиболее симметричный в верхних и нижних полуволнах сигнал и максимальная амплитуда.
Теперь этот же сигнал должен поступать на вход второй микросхемы BBD (IC4) на третью ножку. Проверяю, убеждаюсь, радуюсь. Отключаю питание от педали.
6) Устанавливаю вторую микросхему BBD в педаль, включаю питание и смотрю сигнал на её выходах. Изначально там скорее всего также ничего нет, но если подкрутить в нужное положение подстроечник BIAS2- то сигнал появится. Всё так же, как и на прошлом этапе, много искажений. Но нас выручает то, что после второй микросхемы уже идут фильтры обрезки высоких частот, а значит можно посмотреть более чистый сигнал:
На эмиттере транзистора Q3
должно быть почти свободно от помех
Так оно и есть, сигнал стал намного чище. Только вот верхняя и нижняя полуволны немного несимметричны. Есть куда стремиться, но сигнал уже должен быть везде, где положено. Осталось проверить его на выходе педали, но для этого уже нет нужды в осциллографе.
Итак, отключаю осциллограф и сигнальный генератор, подключаю обратно гитару и комбик, выставляю ручки все в среднее положение....
Проверяю...
Есть эффект!
Аналоговый дилей в общих чертах работоспособен.
Ещё есть чем заняться, но это будет позже.