Он ненавидел психоаналитиков (и психотерапевтов?) и боялся, что к нему будут лезть в душу и пытаться анализировать его личность, а не творчество.
Так что, из уважения к желанию автора, расскажу о своём личном опыте — опыте воспринимающего.
«Вероломство образов», опора и повторное посещение выставки
Многим знакома радость от перечитывания книги, особенно любимой. Приятно прочесть даже программное произведение уже во взрослом возрасте и понять его гораздо глубже, увидеть новые смыслы.
Нечто похожее почувствовала, когда пришла на выставку, которая уже проходила десять лет назад в другом месте.
Тогда я была студенткой и пришла на выставку ради одной лишь картины — ради «Вероломства образов».
«Это не трубка».
«Это не яблоко».
А что это? Это — лишь изображения трубки и яблока. На тот момент эти слова были очень нужны, призывали к критическому принятию информации.
Во взрослом возрасте воспринимать картины оказалось гораздо интересней, гораздо больше замечаешь. И неправда, будто со временем чувства притупляются: они уравновешиваются разумом и только обогащаются.
Магический реализм
Магритт общался с сюрреалистами, и это отразилось в его творчестве: некоторые картины изображают нечто откровенно искусственное и небывалое. Они порой вызывают отторжение. Очень здорово, что на выставке был текст, рассказывающий об одном случае из жизни художника, где он сам комментирует, что видит в сюрреализме:
Когда зритель сказал Магритту, что его картина, где изображена комната с огромными предметами во всю стену, — расчёсками, колокольчиками и т. д., — вызывает отторжение, Магритт ответил, что это замечательно. Что если б он смотрел на что-то дисгармоничное и неправильное, и при этом ничего не чувствовал, — это означало бы, что он привык к неправильному и дисгармоничному. То есть обрёл толерантность к неправильному.
Другие картины Магритта, такие как «Проницательность»,... совсем другие. Они одновременно реалистичны и необычны. Они показывают реальность с новой стороны. И за эти картины мы особенно любим Магритта. Эти картины он писал в жанре магический реализм, кстати, как и его современник Кафка. Оба человека пережили сильный травматический опыт разного характера, и многое в их творчестве напоминает попытку сознания переработать информацию после травмы и заново открыть реальность.
В картинах Магритта много отстраненно-созерцательного, но порой доброго. Трогает его сочувствие к женщинам: на некоторых картинах он пишет их с холодным верхом и горячим низом, подчеркивая потребительское отношение к женщине в обществе, её обесчеловечивание и функциональность. Любопытно, что моделью Магритта была единственная женщина — его жена, с которой они прожили вместе всю жизнь.
«Частица души бандитов»
Глубокая картина и название в диалектическом духе: «частица света в тёмном», «ян в инь, инь в ян». Если б она называлась просто «Душа бандитов», это было бы абсолютно не то. Картина вызвала очень много ассоциаций с психологической практикой: перед глазами проходили клиентские случаи, рассказы о созависимых отношениях, об уязвимых и агрессивных частях личности.
Скрипка — самый сложный инструмент для игры, так как на ней нет ладов и для игры на ней нужен абсолютный слух и мастерство. Также музыка скрипки особенно пронзительна и убедительна. Она — ярчайшее отображение душевной боли и движений чувств. Какой ещё инструмент может озвучить душу в период смятения?
Так какая часть души здесь изображена?
Сокровенная Уязвимая раненная часть, прорывающаяся в неожиданные моменты?
Или же Защитная манипулирующая часть — проницательная и знающая, чего хотят другие? Виртуозная игра на чувствах, гибельная приманка сладкого пения сирен?
«И помоги нам отличить одно от другого»...
Роза-доминанта
Название этой картины писать не хочу. Пусть это будет просто роза, заполняющая пространство. Яркий простой, понятный эротично-агрессивный образ, который может служить иллюстрацией понятия доминанты — того, куда в данный момент направлена психическая энергия. В том числе, когда потребность долго не удовлетворяется.
«Сын человеческий»
Один из самых частых глубинных конфликтов, на который выходим в психологической работе: «хочу внимания и чтоб от меня отстали».
Кажется, у Магритта этого много, по крайней мере он прекрасно выражает это состояние. Наверно, отчасти поэтому он так популярен и его творчество находит отклик у многих из нас. Недаром самая известная его картина носит название «Сын человеческий».
Герой картины словно спрятан в футляре, но, по парадоксу психологических защит — порой чем больше прячешься и защищаешься, тем больше это приковывает внимание и защиту стремятся сломать. Так и на этой картине - многие хотят убрать яблоко и посмотреть на лицо.
Интересно, что при этом одна из пуговиц на пиджаке его расстёгнута — что добавляет образу человечности. Застегнёт он её или расстегнёт? Загадка.
И можно найти в этой картине нечто очень утешающее — знание о возможности регулировать свои личные границы. Открывать и закрывать их когда хочется.
Всем добра!
Автор: Полина Дубровина
Психолог, Психотравмы
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru