Каждый из нас имеет свои особенности запоминания информации. Зная их, можно построить процесс обучения более эффективно. Всего выделяют 4 типа памяти:
Начнём с зрительной памяти:
Этот тип памяти развит у вас лучше всего, если вы замечали за собой, что:
- вспоминая прочитанную информацию, представляете, где она расположена в книге/тетради и т.п.;
- легко запоминаете художественные картины;
- лучше всего запоминаете прочитанное, когда читаете книгу "одними глазами";
- можете описать по памяти детали дороги, которую прошли и ясно представляете места на карте.
Обладая этим типом памяти, рационально будет взять во внимание следующие моменты:
- прослушивание лекций, особенно если совершенно не используются иллюстрации, принесёт вам не много пользы;
- читайте сами, а не поручайте чтение кому-либо;
- в первую очередь используйте материалы, богатые иллюстрациями. Они помогут усвоить текст;
- применяйте подчёркивание текста, лучше использовать разные цвета. Это облегчит нахождение и запоминание нужных мест;
- используйте карты и диаграммы, если они имеются по изучаемому материалу;
- выделяйте время на просмотр научных кинофильмов, для посещения музеев, выставок или просто уголков природы, городов, если они иллюстрируют изучаемый вопрос. Одно посещение нужного музея даст человеку со зрительной памятью больше, чем несколько лекций.
У вас преобладает этот тип памяти, если вы:
- легко, без утомления, можете слушать лектора и усваивать практически всё, что он сказал;
- легче запоминаете то, что слушаете, а не то, что молча читаете;
- замечаете за собой, что читаете вслух;
- вам доставляет удовольствие рассуждать мысленно вслух;
- улавливаете фальшивые ноты, хотя совсем не музыкант.
Обладая этим типом памяти, обратите внимание на следующие моменты:
- больше посещайте/слушайте лекции/подкасты/круглые столы и другие форматы, на которых можно послушать других и поучаствовать в обсуждении;
- пересказывайте прочитанное кому-либо или самому себе;
- читайте вслух;
- работайте в тишине;
- рассуждайте вслух;
- посещайте театры, музыкальные концерты; литературные читки.
Вам присущ данный тип памяти, если вы:
- лучше всего запоминаете то, что несколько раз записали, начертили;
- лучше всего запоминаете математическую формулу, когда несколько раз переписываете её;
- лучше усваиваете действие/опыт, если проделываете его своими руками;
- правильно пишете то или иное слово не потому, что помните, как оно пишется, а автоматически, т.к. рука привыкла выводить его так.
Обладая данным типом памяти, обратите внимание на следующие моменты:
- работайте с карандашом в руках, подчёркивайте важные моменты, делайте выписки, составляйте тезисы и конспекты изучаемого материала;
- записывайте встречающийся цифровой материал;
- используйте возможность обучаться опытным путём, делать что-то своими руками.
Если вам кажется, что усвоение материала происходит для вас одинаково при всех трёх перечисленных ранее способах, то следует использовать все виды своей памяти, привлекая все органы чувств.
Итак, мы установили, как с помощью наблюдений за собой установить свой тип памяти и как лучше его использовать, чтобы повысить эффективность обучения.