Ни один другой блок звуковоспроизводящей аппаратуры на рубеже 80 - 90-х годов не вызывал столько противоречий и споров, как эквалайзер. О его ненужности часто приходилось слышать не только от обладателей вертаков высшего класса и катушечников типа "Олимпа" и "Союза", но также и от владельцев импортных кассетных дек брендов, до сих пор произносимых с придыханием. На первый глаз всё логично - зачем корректировать звучание винила или студийной магнитной записи, выполненной "один к одному"? Однако с этим можно поспорить - эквалайзер позволяет эффективно компенсировать акустические погрешности звучания, связанные с особенностями помещения, что особенно актуально как раз при высоком качестве сигнала. Так или иначе, чаще всего эквалайзеры использовались в комплекте с декой 2-го класса и усилителем с акустической системой отечественного производства. Но даже среди владельцев такой непритязательной аппаратуры многие были убеждены в бессмысленности корректировки звука. Действительно, чем больше узлов и блоков преодолевает сигнал на своём пути от магнитной головки до акустической системы, тем отчётливее проявляются искажения и шумы при прослушивании аудиокассеты. Хочешь качественного и верного звучания? Записывай кассеты в проверенной студии, приобретай достойную звуковоспроизводящую аппаратуру и будет тебе счастье. Короче скептиков в вопросе целесообразности использования эквалайзера всегда было больше, чем приверженцев коррекции АЧХ звукового сигнала. Однако многие из тех, кто однажды услышал сочное, отфильтрованное до кристальной чистоты звучание, часто становились убеждёнными приверженцами эквалайзера. Так и автор в один момент стал горячим его сторонником, едва увидел, а точнее послушал Sharp-939 дома у одного из друзей. Это был 87-ой год и автору должно было скоро исполниться 16 лет.
Светящиеся индикаторы и эффектные ползунки шарповской магнитолы казались верхом инженерной мысли. Качество записи и воспроизведения этого аппарата, бывшего тогда пределом мечтаний многих, казались безукоризненными. Но купить не то что Sharp, но и даже эквалайзер автор конечно не мог, поэтому предпринял несколько попыток собрать аппарат своими руками, благо опыт сборки усилителей низкой частоты уже имелся. Первый прототип 5-ти полосного эквалайзера на транзисторах оказался неработоспособным. Схема была построена на основе фильтров из ферритовых колец с обмотками, подобранными под заданные частотные диапазоны. Наматывал дроссели вручную на кольца марки МН2000, если не ошибаюсь. Но ничего не вышло - устройство самовозбуждалось, сквозь писки и вой едва пробивался сигнал с магнитофона. Дубль два был более удачным - собрал 3-х полосный эквалайзер на тех же транзисторах. Но это устройство мало отличалось от обычного регулятора тембра и разумеется не могло выполнять функции эквалайзера. А вот третья попытка стала более успешной. Эквалайзер был построен на микросхемах к157уд2 и имел по 5-ть полос на канал. Ползунковых переменных резисторов не нашел, использовал обычные. Корпус был изготовлен по ширине и глубине магнитофона - приставки "Радиотехника МП-201", который тогда эксплуатировал. А вот по высоте постарался сделать его предельно тонким, всего 5 см. Из-за столь ужатых габаритов возникли сложности с подбором трансформатора. Намотал его на торроидальном сердечнике, нашёлся подходящий по размерам, да ещё с готовой первичной обмоткой. Устройство получилось удачным как по внешнему виду, так и по своей функциональности. Неплохо смотрелись алюминиевые рукоятки на 2-х миллиметровой, также алюминиевой панели. Боковые стенки и верх были вырезаны из темной шпонированной фанеры. Так вышло, что этот самодельный эквалайзер был продан за 300 руб. Не устоял перед просьбой одного из друзей, которому понравилось звучание и оформление самоделки. От него-то тогда и услышал врезавшийся в память фразу о том, что звучание без эквалайзера - что девушка без косметики. У него была дека "Нота", усилок "Вега" и потому тогда не скрывал недоумение, чем прельстил его мой самодельный эквалайзер. Но затем сам, оставшись без этого полезного устройства, очень скоро почувствовал разницу звучания своей Радиотехники с коррекцией тембра и без таковой. Поэтому, когда увидел в свободной продаже эквалайзер "Электроника Э-06", не раздумывая приобрёл этот аппарат, тем более что стоил он всего-то 250 руб.
Тогда, в 90-м, эта сумма уже не казалась такой существенной, какой она представлялась ещё пару лет до того. На оставшийся полтинник купил пару студийных кассет по 25 руб., но это уже другая история.
Дизайн изделия Брянского радиозавода, где производился этот эквалайзер, изначально не вызывал восторга. Передняя панель, покрытая темной, почти чёрной эмалью, неказистые светло-серые пластиковые ручки ползунков, нелепые выпуски передней панели по бокам с проушинами под крепление к стойке. Картину завершали явно лишние П-образные ручки с обоих сторон передней панели.
Что ж, неудивительно - в инструкции по эксплуатации прямо указано, что аппарат предназначен для озвучивания концертных мероприятий, поэтому и был столь аскетично оформлен. Зато он имел по 15-ть полос на канал, что позволяло очень серьёзно корректировать окрас тембра. Возникли сложности с подключением входа и выхода, которые имели отдельные 5-ти штырьковые разъёмы на каждый канал, пришлось перепаивать соединительные кабели.
Эквалайзер имел раздельные регуляторы уровня входного сигнала, о превышении которого сигнализировали светодиоды красного цвета.
Когда из любопытства снял верхнюю крышку, удивился полупустому корпусу изделия. Аппарат собран на тех же микросхемах к157уд2, что и мой самодельный, их там аж два десятка. На каждый канал своя, отдельная плата блока питания.
Согласно инструкции, эквалайзер позволяет регулировать тембр в каждом из частотных диапазонов в пределах плюс-минус 12 Дб в диапазоне воспроизводимых частот от 20 Гц до 20 кГц. Посторонних шумов аппарат не добавлял, уровень искажений составляет всего 0,08℅. Впечатление от эквалайзера "Электроника Э-06" осталось тёплое, сожалений о его приобретении не было, это уж точно.
В настоящее время прослушиваю аудиокассеты с помощью деки Yamaha KX-490 через караоке-ресивер LG. Качество записей на сохранившихся кассетах в основном высокое, но нет - нет, а вспоминаются "Электроника Э-06" да и самодельный эквалайзер тоже. Интересно было бы продегустировать звучание музыкальных программ, пропущенных через старые добрые к157уд2 этих эквалайзеров. Может это помогло бы поставить точку в извечном вопросе - нужен эквалайзер или нет. Бесспорно, что эквалайзер имел право на жизнь тогда, в 80 - 90-е, поскольку позволял искусственно повышать качество звучания аудиокассет, записанных с частичной потерей частотных характеристик. Думаю эквалайзер и в наши дни может вызвать интерес у энтузиастов магнитной записи. Жаль, что не сохранил свой экземпляр, приобретённый на вырученные с продажи самоделки деньги.
Интересно узнать о Вашем опыте эксплуатации эквалайзера и мнение о целесообразности его использования.
Желаю здоровья и всех благ дочитавшим статью, спасибо за внимание!