Найти в Дзене

История происхождения термина "Сталкер"

Мы начали своё исследование с важного упоминания отношения современных людей (подростков), пользователей социальных сетей к оценке собственных чувств и эмоций. начало: Великий американский писатель, доктор философии по антропологии и этнографии, Карлос Кастанеда уже в середине XX века в своих трудах подробно описал понятие и сам термин «сталкинг», как технику выслеживания человеком своих чувств и эмоций, а также наблюдения за окружающим миром, с целью расширения контроля над собой и нахождения более эффективных способов взаимодействия с собственными чувствами, эмоциями и окружающим его реальным и виртуальным духовным миром. Человека, практикующего сталкинг, практически невозможно напугать или удивить, если он этого не хочет. Основные эмоции, которые являются целями такого выслеживания: страх, жалость и отвращение (об этом говорил и российский актёр Владимир Машков в начале нашего исследования). Свободно и независимо от внешних воздействий перемещаясь в эмоциональной среде, сталкер обр
Карлос Кастенеда, фото из открытых источников
Карлос Кастенеда, фото из открытых источников

Мы начали своё исследование с важного упоминания отношения современных людей (подростков), пользователей социальных сетей к оценке собственных чувств и эмоций.

начало:

Великий американский писатель, доктор философии по антропологии и этнографии, Карлос Кастанеда уже в середине XX века в своих трудах подробно описал понятие и сам термин «сталкинг», как технику выслеживания человеком своих чувств и эмоций, а также наблюдения за окружающим миром, с целью расширения контроля над собой и нахождения более эффективных способов взаимодействия с собственными чувствами, эмоциями и окружающим его реальным и виртуальным духовным миром.

Человека, практикующего сталкинг, практически невозможно напугать или удивить, если он этого не хочет. Основные эмоции, которые являются целями такого выслеживания: страх, жалость и отвращение (об этом говорил и российский актёр Владимир Машков в начале нашего исследования). Свободно и независимо от внешних воздействий перемещаясь в эмоциональной среде, сталкер обретает способность управлять своим энергетическим телом. Таким образом, достигаются два результата: безупречность и неуязвимость.

Сталкер, неподверженный жалости, обидам и страхам, действует максимально эффективно, всегда находясь в нужном месте в нужное время, и полностью контролирует ситуацию. Если он захочет скрыться, его никто не найдёт. Управляя движением точки сборки наяву, сталкер способен смещать её произвольно, управляя своим восприятием мира. Управляя движением точки сборки во сне, сталкер способен произвольно изменять содержание сна, тем самым увеличивая количество времени, затрачиваемого на развитие способности управлять восприятием мира. [Алексей Ксендзюк, «Тайна Карлоса Кастанеды», «Человек Неведомый: Толтекский путь усиления осознания»]

Цитата из сцены Х\Ф «Сталкер» (СССР. 1979 г.) режиссёр Андрей Тарковский. Главный герой только что узнаёт, что один из учёных принёс с собой бомбу и намеревается уничтожить комнату желаний и всю зону отчуждения. Главный герой пытается помешать этому и обезвредить бомбу, но все его усилия тщетны:

«За что, за что же Вы меня... Он же хочет это уничтожить, он же надежду нашу хочет уничтожить! Отдайте!.. Ведь ничего не осталось у людей на Земле больше. Это ведь единственное…Единственное место, в которое можно прийти, если надеяться больше не на что. Ведь вы же пришли!.. Зачем вы уничтожаете веру?».

«Замолчи! Я же тебя насквозь вижу! Плевать ты хотел на людей! Ты же деньги зарабатываешь на нашей тоске! Да не в деньгах даже дело. Ты же здесь наслаждаешься, ты же здесь - Царь и Бог. Ты, лицемерная гнида, решаешь, кому жить, а кому умереть. Он ещё выбирает, решает… Я понимаю, почему ваш брат сталкер сам никогда в комнату не входит. А зачем? Вы же здесь властью упиваетесь, тайной, авторитетом. Какие уж тут еще могут быть желания?».

«Это неправда, неправда!.. Вы ошибаетесь! Сталкеру нельзя входить в комнату. Сталкеру вообще нельзя входить в Зону из коростных целей. Нельзя. Да, вы правы, я – гнида, я ничего не сделал. В этом мире я ничего не могу сделать. Я и жене не смог ничего дать, и друзей у меня нет и быть не может. Но моего вы у меня не отнимайте, у меня и так уже всё отняли там, за колючей проволокой. Всё моё здесь, понимаете, здесь, в зоне… Счастье моё, свобода моя, достоинство - всё здесь. Я ведь привожу сюда таких же, как я – несчастных, замученных, им не на что больше надеяться, а я могу. Я могу, понимаете, я могу им помочь. Никто не может, а я, гнида, я гнида – могу. Я от счастья плакать готов, что могу им помочь. Вот и всё, ничего не хочу больше» ... «Если бы вы только знали, как я устал. Одному Богу известно. Ещё называют себя интеллигентами эти писатели, учёные!.. Они же не верят ни во что, у них же орган этот, которым верят, атрофировался за ненадобностью!

...Боже мой, что за люди! Ты же видела их, у них глаза пустые… Они же каждую минуту думают о том, чтобы не продешевить, чтобы продать себя подороже, чтобы им всё оплатили – каждое душевное движение. Они знают, что не зря родились, что они призваны, они ведь живут только раз. Разве такие могут во что-нибудь верить? И никто не верит, не только эти двое, никто. Кого же мне водить туда? Господи… а самое страшное, что не нужно это никому, и никому не нужна эта комната и все мои усилия - ни к чему. Не пойду туда больше ни с кем».

Примечательно, что термин «сталкер», в той смысловой нагрузке, которая рассматривается нами в контексте небезопасного нахождения людей в опасных и закрытых зонах отчуждения, впервые в России был использован и описан именно советскими писателями-фантастами, братьями Стругацкими.

фото: obshe.net
фото: obshe.net

Это случилось задолго до фантастических мейнстримовых (модных) тенденций связанных с трагедией, на Чернобыльской АЭС и появлением нелегальных паломнических субкультурных движений в реальную зону отчуждения чернобыльской техногенной аварии.

Определение «Сталкер» и его тематическая субкультурная характеристика дана в фантастической повести «Пикник на обочине» в 1972 году, за 14 лет до Чернобыля. Согласно повести, термин «сталкер» обозначал профессиональных проводников в запрещённые зоны и заброшенные местности отчуждения без людей и признаков социального и промышленного функционирования человека.

В настоящее время «сталкерами» называют людей, которые занимаются нелегальными проникновениями на заброшенные крупные индустриальные объекты, заводы, аэродром, военные базы, а также на территорию закрытых и пустующих городов, в старые полуразрушенные дома в вымерших деревнях и сельских поселениях.

Такие города, как: города Хальмер-Ю и Промышленный в республике Коми, города Курша-2 в Рязанской области, вынужденно затопленный город Молога в Ярославской области, город Чаронда в Волгоградской области, город Кадычкан в Магаданской области, в бывшем промышленные, а ныне закрытые города Нефтегорск и Колендо на Сахалине. И конечно такие города как Припять и Чернобыль, расположенные непосредственно в зоне отчуждения чернобыльской трагедии 1986 года, в Украине (бывшая республика СССР).

*«Пикник на обочине» — фантастическая повесть советских писателей, братьев Стругацких. Впервые изданная в 1972 году. Повесть лидирует среди прочих произведений авторов по количеству переводов на иностранные языки и изданиям за пределами бывшего СССР. По состоянию на 2003 год Борис Стругацкий насчитал 55 изданий «Пикника» в 22 странах . [Борис Стругацкий. Комментарии к пройденному. — СПб.: Амфора, 2003. — ISBN 5-94278-403-5.]

По мотивам повести «Пикник на обочине», советский режиссёр Андрей Тарковский в 1979 году снял легендарный советский фантастический фильм «Сталкер». Братья Стругацкие выступили авторами сценария.

Термин «сталкер» устойчиво вошёл в русский язык и, по признанию авторов, стал самым популярным из созданных ими неологизмов. В контексте книги «Сталкер» — это человек, который, нарушая запреты и предписания по технике безопасности, нелегально проникает в некую отчуждённую и заброшенную зону, появившуюся, как правило, в связи с техногенной аварийной или какой-либо другой чрезвычайной ситуацией. «Сталкер» в зоне занимается грабежом и мародёрством. Выносит из неё различные полезные в быту вещи, исторические артефакты, а также различную аналитическую или разведывательную исследовательскую аудиовизуальную информацию, которую впоследствии обычно нелегально продаёт и тем самым зарабатывает на жизнь.

В русском языке после фильма Тарковского этот термин приобрёл смысл проводника, ориентирующегося в различных запретных и малоизвестных другим местах и территориях планеты. Позднее «сталкерами» также стали называть любителей индустриального туризма, поклонников экстремальных селфи-сессий, треш-стримов из опасных точек планеты, а также организаторов и участников хоррор-квестов в заброшенных городах и зонах отчуждения. Инставлогеров-индустриалистов, ради «донатов» и подписной рекламы, посещающих отчуждённые социумом промышленные территории, закрытые химико-производственные, военно-стратегические и градообразующие законсервированные объекты, как следствие, опустевшие многочисленные города и поселения-призраки.

«Если бы вы только знали, как я устал. Одному Богу известно. Ещё называют себя интеллигентами эти писатели, учёные!.. Они же не верят ни во что, у них же орган этот, которым верят, атрофировался за ненадобностью! Боже мой, что за люди! Ты же видела их, у них глаза пустые… Они же каждую минуту думают о том, чтобы не продешевить, чтобы продать себя подороже, чтобы им всё оплатили – каждое душевное движение. Они знают, что не зря родились, что они призваны, они ведь живут только раз. Разве такие могут во что-нибудь верить? И никто не верит, не только эти двое, никто. Кого же мне водить туда? Господи… а самое страшное, что не нужно это никому, и никому не нужна эта комната и все мои усилия - ни к чему. Не пойду туда больше ни с кем» - цитата из Х.Ф «Сталкер» (СССР. 1979 г.) режиссёр Андрей Тарковский.

продолжение: