Древнерусское общество много страдало от неправды, корыстолюбия, эгоизма, личного произвола, от притеснения и угнетения бедных и слабых богатыми и сильными.
При таких обстоятельствах печальниками русского народа являлись иногда Христа ради юродивые.
Общеизвестно смелое обличение Иоанна Грозного псковским юродивым Николою Салосом.
В 1570-м году, после того, как в Иван Грозный уничтожил Новгород, опричное войско направилось к Пскову – второму по значимости центру Новгородской республики. Войско встретил юродивый Никола Салос, который поднес царю кусок мяса.
- Нельзя нынче мяса, пост, - возразил царь.
- Пост? – закричал Никола. – А людей пожирать можно? Гляди, Иван, падет на тебя кара Господня! Приехал ты верхом, а уйдешь пешком.
На следующий день – по совпадению – пал любимый конь Ивана Грозного. И напуганный царь приказал прекратить начавшиеся в Новгороде казни. В итоге участь Пскова оказалась не так трагична, как судьба Новгорода.
Галерея.
Первое свидетельство о Николе Салосе находится у Джерома Горсея в его мемуарах «Рассказ или воспоминания сэра Джерома Горсея», где упоминается как Микула Свят (Mickula Sweat) и предстаёт в критическом образе:
"Но [во Пскове] его - Ивана Грозного, встретил колдун или мошенник, которого они почитали как своего оракула, святой человек по имени Микула Свят (Mickula Sweat); он встретил царя смелыми проклятиями, заклинанием, руганью и угрозами, называл его кровопийцей, пожирателем христианской плоти, клялся, что царь будет поражён громом, если он или кто-нибудь из его войска коснется с преступной целью хотя бы волоса на голове последнего из детей этого города, предназначенного Богом и его добрым ангелом для лучшей участи, нежели разграбление; царь должен выйти из города прежде, чем Божий гнев разразится в огненной туче, которая, как он сам может убедиться, уже висит над его головой и в любую минуту может обернуться сильной мрачной бурей.
Царь содрогнулся от этих слов и просил его молиться об избавлении и прощении [царю] его жестоких замыслов.
Я сам видел этого мошенника или колдуна: жалкое существо, нагое зимой и летом, он выносит как сильную стужу, так и жару, совершает многие странные действия благодаря дьявольскому колдовскому отводу глаз, его боятся и почитают все, как князья, так и народ".
В Москве был известен Василий Блаженный. Житие причисленного к лику святых юродивого описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.
До наших времен дошли некоторые факты из жизни блаженного.
Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему неким боярином, задумали обманом выманить её у него; один из них притворился мёртвым, а другие просили у Василия на погребение.
Тот покрыл притворщика своей шубой, но, видя обман, сказал при этом: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое.
Буди же ты отныне мёртв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся».
Когда лихие люди сняли со своего дружка шубу, то увидели, что он уже мёртв.
Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался позже, что в муку подмешивал мел и известь.
В «Степенной книге» рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне — Воздвиженка) и перед церковью долго молился со слезами.
На следующий день начался известный московский пожар, именно с этого монастыря.
Находясь в Москве, тремя чашами вина погасил пожар в Новгороде.
Камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным.
На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси к этой иконе с целью исцеления, и начали его бить «смертным боем».
Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».
Галерея.
Блаженный Иоанн Московский беспощадно же обвинял Бориса Годунова в участии в убийстве царевича Димитрия.
Иоанн был родом из Вологды, в молодости работал водоносом в солеварнях. Затем пришёл в Ростов, где начал юродствовать.
Он был знаком с преподобным Иринархом Ростовским.
Иоанн носил на голове железный колпак, чем заслужил прозвище Иван — большой колпак. Под конец жизни поселился в Москве.
Жил на улице, ходил полуодетым даже зимой. На теле носил вериги с медными крестами. Неоднократно встречался с Борисом Годуновым, говоря ему: «Умная голова, разбирай Божии дела; Бог долго ждёт, да больно бьёт».
Художественный тип этого именно юродивого создан Александром Сергеевичем Пушкиным в произведении "Борис Годунов".
Во второй половине XVI в. в Русской земле было уже много храмов, в которых почивали мощи прославленных церковью блаженных, или которые были построены во имя их.
Новгород славил Николая Кочанова, Михаила Клопского, Иакова Боровицкого, Устюг - Прокопия и Иоанна.
В древнем языке часто употреблялось слово оурод, юрод; им переводилось греческое mwroV. В Житии блаженного Симеона он постоянно называется оуродом - юродом; в Печерском Патерике упоминается Исаакий, который "поча по Mиpy ходити оуродом ся творя".
Вместе с тем слово это издревле употребляется и для перевода греческого saloV - простый, глупый; отсюда прозвание юродивого Николы Новгородского Салос (Карамзин IX, прим. 297).
Подвиг юродства — один из тяжелейших подвигов, который принимали на себя во имя Христа отдельные лица ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения.
В Kиевской Руси еще не было подвига юродства Христа ради как такового. Хотя отдельные святые в известном смысле и юродствовали какое-то определенное время, но это скорее был аскетизм, принимавший по временам формы, очень сходные с юродством.
Первым юродивым в полном смысле этого слова был на Руси Прокопий Устюжский (ум. 1302).
Галерея.
Мирское имя, фамилия, дата и место рождения — точно не установлены (по некоторым данным Jacob Potharst). В житии сказано, что он происходил из знатного рода любекских купцов-патрициев.
После смерти отца, который погиб в одном из сражений пруссов с немцами, Прокопий вынужден был покинуть Восточную Пруссию.
Он погрузил свои богатства на корабли и отправился в Великий Новгород. В то время морской путь Любек-Новгород — привычный маршрут ганзейских купцов. В Новгороде располагалась контора-филиал Ганзы — новгородский «Петергоф».
Прибыв около 1243 г. на кораблях с товарами в Великий Новгород, он был поражён множеством и красотой церквей и монастырей, доброглассным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам.
Любознательный молодой человек посетил храм Святой Софии и другие церкви и монастыри.
Желая подражать подвигу иноков, он раздал все свои товары и завещанное ему отцом имущество городским нищим и бедным; пожертвовал его часть в незадолго до этого основанный (1192 г.) Варлаамо-Хутынский монастырь. Сам же стал послушником этого монастыря.
Здесь его наставником был старец Варлаам Прокшинич, который во всем подражал основателю обители Варлааму Хутынскому.
«В день убо яко юрод хождаше, в нощи без сна пребываше, и моляшеся непрестанно Господу Богу» (Житие Прокопия, С. 16).
Позже он удалился из Новгорода, где его стали прославлять за нестяжательство, в Великий Устюг, где жил на паперти храма Успения Божией Матери.
В Великом Устюге он жил на подаяние, был одет в рубище. Спал блаженный обычно на сырой земле, на куче мусора или на камнях. Утешением для блаженного Прокопия была праведная чета — Иоанн Буга (принявший православие ханский баскак) и жена его Мария, а другом и собеседником — блаженный Киприан, основатель Устюжской обители в честь Архистратига Михаила.
То, что первый русский юродивый прибыл в Устюг из Новгорода, не случайно: Новгород был поистине родиной русского юродства.
Все известные русские юродивые XIV в. связаны, так или иначе, с Новгородом.
Здесь «буйствовали» в XIV в. юродивые Николай (Kочанов) и Феодор.
Галерея.
Они устраивали между собой показные драки, причем ни у кого из зрителей не возникало сомнения, что они пародируют кровавые столкновения Новгородских партий.
Никола жил на Софийской стороне, а Феодор на Торговой.
Как понять "буйствовали"?
Они переругивались и кидались друг в друга через Волхов, например, кочанами капусты.
Kогда кто-нибудь из них пытался перейти реку по мосту, другой гнал его назад, крича: «Не ходи на мою сторону, живи на своей».
Предание прибавляет, что после таких столкновений блаженные возвращались часто не по мосту, а по воде, как по суху.
В Kлопском Троицком монастыре подвизался преподобный Михаил, почитаемый в народе за юродивого.
Галерея.
Михаил был сыном знатных родителей и родственником великого князя Димитрия Донского.
Преподобный Михаил покинул Москву и, скрыв свое имя и происхождение, принял на себя тяжелый подвиг юродства в Новгороде.
Затем он пришел в Клопский Свято-Троицкий монастырь под Новгородом.
Неизвестно, каким образом попал он в запертую келью одного иеромонаха этого монастыря, но там его застали переписывающим книгу Деяний святых апостолов.
Пришельца оставили в монастыре, где он стал нести послушание чтеца в храме и на трапезе, не открывая своего имени.
Однажды на праздник Преображения Господня в обитель приехал князь Константин Дмитриевич Новгородский (1389- 1433), младший сын Димитрия Донского.
Услышав чтение нового инока, он узнал его по голосу и назвал своим родственником - Михаилом Максимовичем.
Сорок четыре года прожил в обители преподобный Михаил, являя братии добрый пример православного иноческого жития и подвигов аскетизма.
Он наложил на себя строгий пост, вкушая только хлеб с водой один раз в неделю; спал на голой земле; изнурял плоть бесчисленными трудами и великими молитвенными подвигами.
При этом неустрашимо обличал святой сильных мира сего и пороки людские.
Считается, что за святость жизни Господь наградил его даром прозорливости и чудотворения.
Прозорливость святителя Михаила выразилась, в частности, в указании места для рытья колодца, в предсказании близкого голода, причем старец просил кормить голодных хлебом из монастырской ржи.
Святитель Михаил предсказал болезнь посаднику, ущемлявшему иноков, а так же смерть князя Шемяки.
Предсказывая смерть Шемяке, преподобный старец погладил его по голове, а обещая владыке Евфимию хиротонию в Литве, взял из его рук ширинку (носовой платок) и возложил ему на голову.
Современник преподобного Михаила Ростовского юродивый Исидор (ум. 1474) так же вел подвижнеческий образ жизни. Он жил на болоте, днем юродствовал, а по ночам молился.
Галерея.
Иси́дор Росто́вский чудотворец, был родом из Германии. Согласно житию, он родился в окрестностях города Бранденбурга в славянской семье католического вероисповедания.
Приняв подвиг юродства, Исидор пешком дошёл до Ростова и принял там православие.
Житие сообщает о многочисленных чудесах Исидора и о его аскетическом образе жизни. Известны были и его предсказания, за сбываемость которых его прозвали Твердисловом.
Исидор скончался в Ростове в 1474 году и был похоронен на месте хижины, где он жил. Позднее над ней была построена Церковь Вознесения Господня (Церковь Исидора Блаженного на валах), под стенами которой мощи Блаженного находятся до настоящего времени.
Почитание Исидора началось уже в XV веке (то есть сразу после его смерти). Иван Грозный считал его одним из великих русских чудотворцев (Исидору приписывалось освобождение в 1563 году города Полоцка от польских войск). В «Уставе церковных обрядов Московского Успенского собора» (1636) указывается: «Мая в 14-й день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний».
Согласно иконописному подлиннику, Исидор «подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодрана серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы».
Точно так же, другой ростовский юродивый Иоанн Власатый (ум. 1581) был пришельцем с Запада.
Иоа́нн Росто́вский (Иоанн Милостивый, «Власатый»;) — святой, ростовский блаженный, юродивый, родом, возможно, из Германии. Почитается в Православной церкви как чудотворец, память совершается (по юлианскому календарю): 3 сентября, 12 ноября и 23 мая (Собор Ростовских святых).
Сведения о жизни Иоанна скудны, неизвестно как и когда он пришёл в Ростов. Проживал в доме священника Всехсвятской церкви, духовно окормлял горожан, в том числе и преподобного Иринарха Ростовского.
Умер в Ростове 3 сентября 1581 года. Своё прозвание «милостивый» получил от исцелений, которые, по мнению верующих, происходили от его мощей, а также в память святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, чьё имя носил ростовский святой.
Мощи святого находятся в Ростове в церкви в честь Толгской иконы Божией Матери, рядом с ракой находятся псалтырь и кипарисовый крест, принадлежавшие преподобному.
Иноязычное происхождение трех русских юродивых свидетельствует, что они настолько глубоко пленились Православием, что и форму подвижничества избрали специфически православную.