В этот день 170 лет назад родился Винсент Ван Гог. Кстати, в этот же день на 107 лет раньше родился другой художник Франсиско Гойя. При этом они отличались как свет от тьмы. Я безумно и безмерно люблю Ван Гога этого рыжеволосого ангела с ослепительно сияющим солнцем в сердце, которое упорно пробивалось сквозь неизменно сгущавшееся вокруг него тучи непонимания, осуждения и равнодушия.
Конечно, только картины Ван Гога позволяют по-настоящему понять его. Но как он жил, о чем думал, что его тревожило, к чему стремился, с какими трудностями сталкивался, все это позволяют узнать его письма к брату Тео и к друзьям. Эти письма не меньший дар миру, чем полотна художника. Ведь иметь возможность побеседовать с самим Ван Гогом посредством этих писем это сбывшаяся мечта и невыразимое посредством слов удовольствие, это так вдохновляет. И к тому же в своих письмах Ван Гог советует множество интереснейших картин и книг.
Я могла бы бесконечно говорить о творчестве Ван Гога, но мне никогда не удастся выразить свои чувства и мысли точнее, чем это удалось японскому писателю Рюноскэ Акутагаве в своем автобиографичном рассказе «Жизнь идиота» в главе «Картина»:
«Он стоял перед витриной одного книжного магазина и, рассматривая собрание картин Ван Гога, внезапно понял, что такое живопись. Разумеется, это были репродукции. Но и в репродукциях он почувствовал свежеть природы».
Интересно, что именно японец смог по-настоящему проникнуть в самую суть творчества Ван Гога и по-японски лаконично выразить ее. Ведь Ван Гог тоже любил японское искусство, оно оказало на него большое влияние, ему было близко умение японцев любоваться природой, умение замечать и ценить эту неповторимую красоту. На него оказали сильное влияние гравюры японских художников: Утагавы Хиросигэ, Кацусики Хокусая, Кэйсая Эйсэна, Китагавы Утамаро.
«Изучая искусство японцев, мы неизменно чувствуем в их вещах умного философа, мудреца, который тратит время - на что? На измерение расстояния Земли до Луны? На анализ политики Бисмарка? Нет, просто на созерцание травинки. … Разве то, чему учат нас японцы, простые, как цветы, растущие на лоне природы, не является религией почти в полном смысле слова?»
Удивительно, что Ван Гог всегда хотел посредством иллюстрированных журналов и репродукций сделать свою живопись доступной для простого народа, чтобы его картинами украшали свои жилища крестьяне, а не богачи. И сейчас, когда картины Ван Гога печатают на блокнотах, обоях, одежде и везде, где только это возможно, а его имя и, по меньшей мере, десяток картин известны абсолютно всем, даже тем, кто совсем не интересуется живописью. Его желание осуществилось, он стал по-настоящему народным художником. Ведь даже крохотное изображение картины Ван Гога позволяет человеку понять, что такое живопись.
Меня созерцание картин Ван Гога неизменно до слез переполняет чувствами, так они прекрасны истинной природной красотой. Они прикасаются к самому сердцу, согревают его, наполняют трепетной тоской воспоминаний. В них есть что-то такое, что было и будет всегда. И в то же время в них есть своя жизнь, своя история. Они динамичные, живые.
Мне понравилось, как Ван Гог в одном из писем к Раппарду говорил про работу одного художника под названием «Прошлое поколение», где изображена черная фигура человека на белой песчаной дороге: «фигура представляет собой что-то вроде священника, и впечатление от нее я, вероятно, мог бы передать следующими словами: «Да, вот так выглядел мой дедушка». Похожие чувства вызывают у меня многие картины Ван Гога. Они учат всматриваться в реальность глазами влюбленного в жизнь художника, ценить поэзию природы и замечать красоту своеобразия окружающих людей.
Очень верно про это написал Акутагава, продолжая сказанное о Ван Гоге:
«Увлечение этими картинами заставило его взглянуть на всё по-новому. С некоторых пор он стал обращать пристальное, постоянное внимание на изгибы древесных веток и округлость женских щек».
Письма к брату Тео Ван Гог начал писать, когда еще хотел стать проповедником, но уже тогда из этих писем становится очевидным, что пишет их истинный художник. Ван Гогу даже словами удается живописать местность, где он находится, например Боринаж: «Тут встречаются лощины, заросшие колючим кустарником и старыми искривленными деревьями с причудливо изогнутыми корнями». Именно в Боринаже Ван Гог понимает свое истинное призвание – стать художником. И тогда он решил, что он никогда не будет писать «то, что гладко и слащаво» на потребу публике.
«Они никогда не поймут, что такое живопись, что фигура землекопа, вспаханные борозды, кусок земли, море и небо – сюжеты серьезные, трудные и в то же время такие прекрасные, что передаче скрытой в них поэзии безусловно стоит посвятить жизнь».
Какой тяжелый путь предстояла Ван Гогу, откликнувшемуся на это призвание. Брат Винсента Тео тоже в глубине души мечтал быть художником. Винсент, понимая это уговаривал его попробовать, говорил: «став художником, ты сразу ощутишь прилив жизнерадостности и станешь спокойнее, чем был бы в любом ином положении, спокойнее, чем даже у «Гупиля и Ко»... Но Тео было спокойнее держаться стабильного пути. Ему не хватило смелости пойти за своей мечтой, и мне кажется, именно поэтому так горячо поддерживал брата в его стремлении. Поддерживал не только морально, но и полностью обеспечивал его материально. Только помощь Тео дала возможность Винсенту заниматься живописью и подарить миру свои картины.
В своем последнем письме Ван Гог написал:
«Да, дорогой мой брат, я всегда твердил тебе и теперь повторяю еще раз, со всей серьезностью, на какую способна упорная сосредоточенная работа мысли, - повторяю еще раз, что никогда не буду считать тебя обычным торговцем картинами Коро. Через меня ты принимал участие в создании кое-каких полотен, которые даже в бурю сохраняют спокойствие. Мы создали их, и они существуют, а это самое главное».
До боли обидно, что из более 800 картин, написанных Ван Гогом при его жизни была продана всего одна. Ему приходилось жить в нищете и впроголодь, расплачиваясь своим здоровьем за свои картины. Но конечно, несмотря на всё он был счастлив, делая то для чего предназначен.
«На мой взгляд, я часто, хотя и не каждый день, бываю сказочно богат – не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое, чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни».
И всё же ему очень хотелось, что бы его картины приносили ему деньги, необходимые чтобы жить и иметь возможность создавать новые. Ему было тягостно осознавать, что брату приходится его содержать и что все считают его иждивенцем, бездельником это при том, что он работал не щадя себя, он достиг невероятного прогресса за столь малый срок и сделал так много.
«Что я такое в глазах большинства? Ноль, чудак, неприятный человек, некто, у кого нет и никогда не будет положения в обществе, - словом, ничтожество из ничтожеств. Ну что, допустим, что все это так. Так вот, я хотел бы своей работой показать, что таится в сердце этого чудака, этого ничтожества».
Но тяжелая жизнь не ожесточила Ван Гога, наоборот. И его письма наполнены великой мудростью - видеть прекрасное повсюду.
«Вечером гулял по безлюдному берегу моря. Это было не весело и не грустно – это было прекрасно».
«Хорошо чувствует себя тот, кто, работая целый день, довольствуется куском хлеба… кто, несмотря ни на какие лишения, способен чувствовать, что далеко вверху над ним раскинулся бесконечный звездный простор».