Есть две крайности - считать современное поколение подростков "слишком чувствительными", "снежинками", "попросили за собой тарелку убрать - а у них психологическая травма" или считать их "бесконечно чуткими, добрыми, но умеющими отстаивать границы людьми, умными и склонными к саморазвитию".
Очень уж они разные. И тех достаточно, и тех. И всякие гопники с героинями "беременна в 16" тоже есть, которые в 2 вышеуказанных примера не вписываются.
Иногда "голос поколения" почему-то приписывают их родителям. Буквально - сейчас много разговоров о том, чтобы пересмотреть школьную программу по литературе. И не потому что есть "не актуальные" или "скучные" произведения. А потому что есть такие, которые "психологическую травму" наносят. Это те, у которых нет однозначного хеппи-энда.
Говорят, это, естественно, родители. Но почему-то "слишком чувствительными" объявляют детей.
Почему-то "Муму" больше всего достаётся.
Грустный финал? Да. Но как бы там вся жизнь что у Герасима, что у других крепостных невеселая. Не слышать звуков окружающего мира, не мочь говорить - уже печально. Он хотел бы своей силой работать в поле - а его определяют по сути "дворником" к самодурной барыне. Влюбился в девушку - ту выдают замуж за другого, ещё и пьяницу. То что его рано или поздно лишат последней радости, собачки - по-моему был вопрос времени. Животное жалко, но произведение вообще о другом. О рабском сознании, психологии, метафоре народа, вроде и сильного физически, которого побаиваются, но глухого и бессловесного перед "барином". У которого отнять можно практически всё, ещё и сделать так, что он это "сам отдаст".
Да, нам это объяснили в 5-ом классе, правда более простыми словами, на вопрос "Почему он утопил собачку, мог же просто уйти".
Да-да, Тургенев был либералом и западником, искренне ненавидел крепостное право. Это, правда, материал уже класса 8-ого, и истории.
Но нет! Нам жалко собачку! Отменить-запретить, мой ребёнок плакал!
А по-моему плоха та книга (фильм, картина, ещё какое-то произведение искусства), которое не вызывает сильные эмоции. И эти эмоции не всегда положительные. И как-то... Не знаю, учить детей с этим справляться? Показывать, что жизнь была и будет очень разная? Или может не "детей учить надо с эмоциями справляться", а родителей?
Как бы это "жестоко" не звучало, но чтобы научиться бегать - приходится падать. А чтобы научиться чувствовать и сопереживать - нужно читать не только приторные сказки со счастливым концом.
***
Напоминаю, что у меня есть группа вк, там много интересной информации и обсуждений
А ещё я создала телеграм-канал - там свежие фоточки котиков, мемы и самые "странные" скриншоты комментариев с дзена.
Возможно, вам будет интересно почитать:
Лайки, комментарии и подписки категорически приветствуются