Найти тему
Автобусы СССР Sovbus

Автобусы для спасения шахтеров

Автобус ВГСЧ 53Г1 "Горизонт". Фото из интернета.
Автобус ВГСЧ 53Г1 "Горизонт". Фото из интернета.

Особое место в системе горнодобывающей промышленности занимают военизированные горноспасательные части (ВГСЧ). Они призваны оказывать экстренную помощь шахтёрам и проводить спасательные операции в забоях в случае возникновения различных аварийных ситуаций, наиболее распространёнными среди которых были и остаются взрывы подземного газа и угольной пыли. С развитием средств индивидуальной защиты, оказания медицинской помощи и борьбы с подземными пожарами улучшалось и оснащение ВГСЧ. Однако комплектация автотранспортом оставалась долгое время достаточно слабой. Очень часто доставка оперативных отрядов ВГСЧ осуществлялась сначала в конных повозках, а затем в бортовых грузовиках ГАЗ-АА и ГАЗ-51. Это вызывало множество неудобств, поэтому для этих целей стали использовать автобусы. Так, у горноспасателей Московского угольного бассейна, расквартированных в Новомосковске (Тульская обл.), на дежурстве стояли переоборудованные автобусы КАвЗ-651А и специальные ПАЗ-651, изготовленные местным Щёкинским ДОКом.

Но автобусов не хватало, да и переделывать их под нужды ВГСЧ приходилось самим, фактически кустарным способом. Поэтому в конце 1960-х встал вопрос об организации в системе Минуглепрома СССР самостоятельного производства специальных горноспасательных автобусов. Это задание поручили Луганскому опытно-экспериментальному заводу горноспасательной аппаратуры и оборудования (в 1970 году переименован в Ворошиловградский, сокращенно ВОЭЗ). На основе документации, полученной с Краснодарского механического завода «Кубань» Минкультуры РСФСР, в 1969 году был разработан, изготовлен и испытан в подразделениях ВГСЧ экспериментальный образец специального автобуса 51Г5 на шасси ГАЗ-51 для транспортировки личного состава подразделений и технологического оснащения.

Автобусы 51Г5. Фото из интернета.
Автобусы 51Г5. Фото из интернета.

В план 1970 года предприятию поставили выпуск 50 аварийных автобусов ВГСЧ, однако после заводских испытаний было решено применить для автобусов шасси ГАЗ-53А, поэтому в серию пошла модель 53Г1. В течение 1971–1972 гг. завод изготовил опытно-промышленную партию из 70 автобусов, а с 1973 года начался их серийный выпуск примерно по 100 шт. в год.

53Г1 первых серий. Фото из интернета.
53Г1 первых серий. Фото из интернета.

В 1987 году ВОЭЗ совместно с ВНИИГД разработали различные варианты специальных грузопассажирских автомобилей для оперативной работы ВГСЧ. Среди них командирский горноспасательный АКГ на шасси ГАЗ-66,

Специальный автобус модели 66АГ на шасси ГАЗ-66. Фото из интернета.
Специальный автобус модели 66АГ на шасси ГАЗ-66. Фото из интернета.

штабной горноспасательный АШГ на базе УАЗ-2206, горноспасательный оперативный АГО на базе КАвЗ-3270. В 1990 году на смену АГО пришла модель АГО-2 на базе ПАЗ-672М и ПАЗ-3205.

АГО-2 на базе паз-672М. Фото из интернета.
АГО-2 на базе паз-672М. Фото из интернета.

С мая 2010 года ФГУП «ВГСЧ», подчинявшееся ранее Министерству энергетики РФ, входит в состав МЧС России. Сегодня горноспасатели используют в основном универсальную спасательную автомобильную технику. Но традиционно в качестве доставки ВГСЧ применяют специальные автобусы типа АГСО-1 на базе ПАЗ-3205 или ПАЗ-3206. Их производством в настоящее время занимаются многие изготовители спецавтомобилей, но наиболее крупные из них – это ОАО «Завод Тула», ООО «Автомастер» и ООО «Автоспектр-НН». Делал еще в формате видео, если кто-то любит смотреть, а не читать:

Продолжение следует!