Найти тему
Украина.ру

Алексей Зубец: Высокие цены на газ в Европе – заслуга тех, кто взорвал "Северные потоки"

   © Youtube / Алексей Зубец
© Youtube / Алексей Зубец

Конфликт на Украине выносит деньги из карманов энергетических компаний и западных правительств, считает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец

Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.

Глава минэнерго Украины Герман Галущенко упрекнул западные энергетические компании в том, что они зарабатывают на военном конфликте. Прибыль корораций он оценил в 200 млрд долларов и потребовал выделить деньги на восстановление Украины.

По словам Галущенко, речь идет о компаниях BP, Chevron, ExxonMobil, Total и Shell.

- Алексей Николаевич, каков механизм обогащения западных компаний на войне?

- Напрямую на конфликте энергетические компании Европы не зарабатывают ничего. Если говорить о нефти, то на сегодняшний день Brent стоит 79 долларов за баррель, это цена января 2022 года, когда еще никакой спецоперации не было.

До этого цены с 2020 по 2022 росли, но это никак не связано с Украиной, а связано с оживлением европейской экономики. Весной 2022 года после начала спецоперации цены на нефть в Европе падают.

Если говорить о ценах на газ, то в Европе они были высокими и достигли пика в сентябре 2022 года. Но с тех пор цены снизились до уровня конца 2021 года.

Почему украинцы считают, что западные компании зарабатывают на падении цен совершенно непонятно. Наоборот, Украина создает проблемы европейским компаниям в части энергоснабжения.

Европейским правительства приходилось дотировать цены на энергоносители своим потребителям, чтобы платежки за ЖКХ не превращались в разорение для населения. И конфликт выносит деньги из карманов энергетических компаний и западных правительств.

А цены в Европе определяются рынком, там никто цены директивно не устанавливает.

То, что цены на газ в Европе держатся на высоком уровне, – "заслуга" тех, кто взорвал "Северные потоки". И тех людей в германском правительстве приняли решение об эмбарго на поставки в Европу российского газа. И Украина здесь ни при чем.

Кроме того, существует международный рынок сжиженного газа и нефти. Есть трубопроводный газ, который поступает в Европу из Северной Африки и Норвегии. Какое отношение имеет Украина к поставкам газа из Алжира или Норвегии? Я не понимаю.

- ВСУ продолжают сопротивление, несмотря на массированные удары ВС России по энергосистеме Украины. Каков эффект от атак на инфраструктурные объекты противника?

- На Украине перестала существовать промышленность. В прошлом году падение ВВП составило 30,4% Вести экономическую деятельность на Украине невозможно. Это результат российских действий против энергосистемы.

На способность сопротивления Украины это мало повлияло, потому что она находится на полном обеспечении европейских хозяев. Своей экономики у Украины больше нет, и пройдут десятилетия, прежде чем она как-то очухается.

- А как долго европейские и американская экономики могут нести бремя в виде затрат на содержание Украины и ее армии?

- Это может продолжаться до бесконечности. На самом деле, 50 миллиардов долларов, которые каждый год нужны Украине, это не проблема для коллективного Запада. Это вопрос политической воли, а не экономики.

То есть европейцы способны финансировать Украину много лет, другое дело, захотят ли они это делать. Они снабжают деньгами Киев, потому что видят перспективу.

Сейчас считается, что Украина перейдет в наступление, возьмет Крым и так далее. Американцы заточены на быстрый успех.

Американская идеология – это идеология кавалерийской атаки: наша конница появляется в поле, и индейцы разбегаются. То есть Америка рассчитывает всегда на короткий и быстрый успех. Если они увидят, что их вложения не приносят успеха и в долгосрочной перспективе не принесут, тогда они будут пересматривать свою тактику.