Найти тему
Особое мнение

Две версии фильма "Волчья яма" (Wolf Creek, 2004)

Грег МакЛин сценарий под названием "Волчий ручей" (Wolf Creek) написал ещё в 1997 году, тогда это был незамысловатый слэшер, и этот вариант совершенно ему не нравился. Приблизительно в это же время в Австралии всё внимание местного населения было приковано к делу первого официально признанного австралийского маньяка балканского происхождения Айвана Милата, который в первой половине 90-х убил семерых туристов. Убивал он в основном из огнестрельного оружия, нередко сначала связав жертв и используя их затем в качестве мишеней. А некоторые были зарезаны и как минимум одна - обезглавлена. МакЛин очень впечатлился этим персонажем и его преступлениями и решил переписать свой сценарий используя элементы этой истории.

Новый вариант сценария был в значительной степени сосредоточен на главном антагонисте, персонаже по имени Мик Тейлор. МакЛин не полностью срисовал его с образа Милата, а и добавил ему типичные черты присущие известным во всём мире австралийцам, таким как, например, знаменитый охотник на крокодилов Стив Ирвин. Сам МакЛин описывал его так: "Фильм на самом деле был о том, каково это - застрять в этом абсолютно изолированном месте вместе с самым кошмарным человеком, которого вы только можете себе представить, который к тому же коренной австралиец?"

Позже, в июле 2001 года в одном из регионов Австралии под названием Северная территория произошёл ещё один резонансный случай. Местный житель напал на путешествовавших на машине туристов из Великобритании Питера Фальконио и его девушку Джоанну Лис. Нападавший застрелил Фальконио и попытался похитить Лис, однако ей по счастливой случайности удалось от него сбежать. Позже в 2003 году в этом преступлении был обвинён ранее дважды судимый Брэдли Джон Мёрдок, который, однако, так и не признал свою вину. МакЛин также указывал этот случай, как один из источников вдохновения для своего фильма.

Режиссёр и автор сценария фильма Грег МакЛин
Режиссёр и автор сценария фильма Грег МакЛин

МакЛин к тому моменту был начинающим кинематографистом, у которого в портфолио была всего одна короткометражка, снятая в 2001 году. Естественно никто не спешил давать денег на его полнометражный дебют и финансирование ему пришлось искать самостоятельно при помощи продюсера Дэвида Лайтфута, для которого этот фильм стал первым самостоятельным проектом. В конечном итоге им удалось собрать в общей сложности около 1,4 миллионов австралийских долларов, что на тот момент приблизительно соответствовало одному миллиону американских. из нескольких источников. Среди которых были государственные организации "Корпорация финансирования фильмов Австралии" и "Южноавстралийская кинокорпорация", британский канал, посвященный криминалу, True Crime Channel, австралийский музыкальный лейбл Mushroom Pictures, а частные источники были оформлены в специально созданную компанию 403 Productions.

На главные роли британских туристок и их австралийского приятеля МакЛин взял молодых и не особо известных австралийских актёров. А роль маньяка исполнил ветеран австралийского кинематографа Джон Джаррэтт. МакЛин писал эту роль, не представляя себе какого-нибудь конкретного актёра, но когда он увидел игру Джаррэтта в спектакле по пьесе Ника Парсонса "Мёртвое сердце" (Dead Heart), то сразу понял, что хочет его видеть в этой роли. Забавно то, что Джаррэтт в тот день, когда его увидел МакЛин, просто подменял заболевшего Брайана Брауна, другого известного австралийского актёра.

Готовясь к роли Мика Тэйлора Джон Джаррэтт создал подробную биографию своего персонажа, деталями которой он ни с кем не делился, и провёл несколько недель в одиночестве в австралийской пустыне. Актёру принадлежит и идея жуткого смеха, который издаёт Тэйлор, Джаррэтт заявлял, что у него ушло четыре месяца на то, чтобы добиться верного звучания. Также ходили слухи, что он отказывался мыться во время съёмок, чтобы его персонаж выглядел убедительней. Правда сам актёр это отрицал, говорил, что не мыл от только руки, на которые были нанесены татуировки, чтобы не наносить их каждый день.

Съёмки фильма прошли с 24 мая по 15 июня 2004 года большей частью на локациях Южной Австралии. Практически весь фильм снимали на цифровую камеру формата HDCAM от Sony, за исключением нескольких статичных кадров.

МакЛин всегда снимал несколько дублей каждой сцены строго по сценарию, а один дубль всегда отдавал на импровизацию. В результате в финальной версии фильма оказалось довольно много материала, в котором актёры импровизировали. Например, сцена между Беном и автомехаником, проверяющими машину, сцены вечеринки, сцена, в которой Бен играет фонариком после того, как он оказался в западне, и сцена соревнования по разведению костра в лагере. Кроме того, большая часть красочных диалогов Мика Тейлора была сымпровизирована Джоном Джарраттом.

Май и июнь в Австралии - это зимние месяцы и поэтому в сцене на пляже, несмотря на то, что она выглядит в кадре очень тёплой, сниматься было совсем не комфортно. В кадре, когда героиня Кассандры Маграт забегала в океан, за кадром вся съёмочная группа была одета по-зимнему в шапках и перчатках. А по словам самой Маграт, когда она вышла из воды, ей было так холодно, что она буквально не могла вспомнить своё собственное имя.

Когда съёмочная группа прибыла на локацию для съёмок сцены возле кратера, в той местности не было осадков уже в течении 10 лет, однако с прибытием кинематографистов начался ливень. Осадки продолжались без перерыва в течение трёх дней и МакЛину из-за этого пришлось немного изменить сценарий, чтобы добавить сцены с дождём. Но в конечном итоге, по словам режиссёра, это пошло фильму на пользу - дождь придал эпизоду мрачный тон и добавил ощущение угрозы..

Каменоломня, в которой герой Джаррэтта устроил своё логово, была местом реально произошедшего убийства, а местные жители поначалу даже подумали, что МакЛин снимает фильм именно об этом преступлении.

Во время съёмок сцены пыток героини Кести Морасси в сарае, её безостановочные крики и плач начали причинять дискомфорт и выбивали всю съёмочную группу из колеи. Исполнительный продюсер фильма Мэтт Хирн рассказал, что женская половина съёмочной группы была фактически доведена этим до слёз, как будто там кого-то действительно пытали.

Композитор Франсуа "Фрэнк" Тетаз в одном из интервью рассказывал, что некоторые части своего саундтрека он основывал на старом похоронном марше, замедляя его темп, чтобы атмосфера фильма была более зловещей.

Оригинальная смонтированная МакЛином версия фильма длилась 104 минуты, однако позже из неё было вырезано около 5 минут материала, часть для ускорения развития событий в начале фильма, а часть из-за избыточной жестокости.

Премьера фильма состоялась на кинофестивале Сандэнс 24 января 2005 года, где он даже номинировался на приз в категории "Лучший зарубежный драматический фильм". Там же его приметили и голливудские продюсеры братья Вайнштайн, чья кинокомпания Dimension Films и приобрела права на прокат фильма в США, заплатив за это $3,5 млн. После Сандэнса фильм продолжил свой тур по различным кинофестивалям, попав даже и в Канны, где также номинировался при чём уже в двух категориях: на Премию международной конфедерации художественного кино и на Премию за лучший дебютный полнометражный фильм. В общей сложности у фильма набралось 26 номинаций и всего три победы.

Майкл Мэдсен, Кассандра Маграт и Грег МакЛин на премьере фильма в Каннах
Майкл Мэдсен, Кассандра Маграт и Грег МакЛин на премьере фильма в Каннах

В широкий прокат фильм первым вышел в Англии 16 сентября 2005 года, 3 ноября состоялась премьера у него на родине, а 25 декабря - в США. Прибыль от проката оказалась выше самых смелых ожиданий его авторов и составила около $28 млн., что в 28 раз превысило производственный бюджет.

Отзывы критиков были более сдержанными и сводились к общему мнению, что, хотя фильм и завораживающе ужасен, всё равно он остаётся безвкусной эксплуатацией. На Rotten Tomatoes у него сейчас 54% свежести на основании 114 рецензий.

На волне успеха было снято и несколько продолжений. Первым стал художественный фильм "Волчья яма 2" (Wolf Creek 2, 2013), который уже не был так популярен и провалился в прокате. А вторым стал сериал на австралийском стриминговом сервисе Stan. Всего было снято 2 сезона по 6 серий, каждый сезон - это отдельная история. В обоих проектах роль Мика Тэйлора исполнил Джон Джаррэтт. Также уже несколько лет находится в разработке и третий художественный фильм, который должен выйти в 2023 году.

На домашнем видео в формате DVD "Волчья яма" вышла первой 16 января 2006 года в "театральной" версии в Австралии и Великобритании, причём в Австралии это было коллекционное четырёхдисковое издание. Затем 11 апреля фильм вышел в США одновременно на двух изданиях, на первом была представлена его "театральная" версия, а на втором - версия "без цензуры".

В высоком разрешении долгое время картина была доступна только в Великобритании на вышедшем 19 ноября 2007 года Blu-Ray с "театральной" версией. Позже было выпущено ещё несколько релизов в разных странах, а в Германии в 2015 году фильм был впервые выпущен в высоком разрешении в двух версиях. А на 31 мая 2023 года в Австралии запланирован выпуск коллекционного двухдискового издания, также с двумя версиями фильма и большим количеством дополнительных материалов.

Отличия версии фильма "без цензуры" от "театральной"
(продолжительность "театральной" версии (ТВ) - 01:39:01,
продолжительность версии "без цензуры" (ВБ) - 01:44:49).

Сравнение "театральной" версии с английского издания и версии "без цензуры" с немецкого.

1. Добавлены логотипы студий Studio Canal и Dimension Films (этот пункт может отличаться в зависимости от издания фильма). (время ВБ - 00:00:00, продолжительность - 32 секунды)

2. Добавлена сцена, в которой Кристи после вечеринки у бассейна просыпается с утра в одной постели с Беном. Она аккуратно встаёт, чтобы его не разбудить и старается бесшумно выйти из комнаты, но задевает стоящие на полу бутылки. Бен, ничего не услышав, спит дальше. Кристи подходит к своей кровати, сминает её, чтобы казалось, что она в ней провела ночь, берёт зубную щётку и полотенце и уходит в ванную комнату. (время ВБ - 00:07:44, продолжительность - 103 секунды)

3. Добавлена продолжительная сцена, в которой Лиз, оставив Кристи снаружи, возвращается в обитель Мика. Зайдя в одно из зданий, она обнаруживает на стене стенд, куда он крепил вырезки из газет со своими преступлениями. А на столе она замечает револьвер, заряжает его и выбегает во двор. По пути она замечает ещё одно открытое здание и решает заглянуть туда. По лестнице она спускается вниз, но оступившись падает, а на дне обнаруживает останки жертв маньяка. Лиз кричит от ужаса, быстро поднимается по лестнице и выбегает во двор. (время ВБ - 01:15:14, продолжительность - 231 секунда)

4. В этой же сцене вырезан короткий кадр, в котором Лиз подбегает к гаражу Мика и начинает его открывать. (время ТВ - 01:12:56, продолжительность - 7 секунд)

Версия "без цензуры", на мой взгляд, выглядит поинтересней, особенно вторая добавленная сцена. Сам МакЛин говорил, что удалил её после тестовых показов, поскольку на фоне предшествующих жестоких сцен, это было уже слишком. Сейчас конечно таким уже никого не напугаешь, а к личности Мика она добавляет много интересных деталей.

Рекомендации