Найти тему

ПТИЦА – НЕВИДИМКА

С последними лучами заходящего солнца, начинается жизнь ночных животных. Вот ухнула сова в бывшей барской аллее, ей отозвались наши совы из вольер. Дикая сова как большая тень мелькнула в небе и исчезла. Вот на фоне еще чуть светлого неба замелькали летучие мыши. Носятся с писком, ловят насекомых. Заиграл и козодой. Сидит где-то на сухой ветке и урчит бесконечно. Да еще взлетит и запрыгает в воздухе, как в ладоши ударяя занесенными над спиной крыльями. Полет его совершенно бесшумен. Птица неожиданно появится из темноты, нередко на таком расстоянии от человека, что почти задевает его крылом, а потом также мгновенно исчезает.

Зовут эту птицу и ночным голубком, и чурилкой, и ночником, и козодоем. «Ночник» понятно почему, вся жизнь этой птицы проходит в сумерках ночи. Днем дремлет эта птица-невидимка, прижмется к земле, лишайникам или коре старого дерева и пропадает. Не отыщешь ее здесь. Окраска ее со сложным мелким узором буровато-серых тонов – покровительственная. Потому и прячется лежа открыто, у всех на виду.

Но на что намекают, окрестив птицу козодоем? В сумерках он снует, увивается возле коз и коров, осаждаемых различными насекомыми. Охотится козодой тут, а в старину думали, коз мол доит, рот ведь у него до «самых ушей». Как не подумать, что туда войдет не только козий, но и коровий сосок.

Меж тем, кружась в лунном свете, взмывая и ныряя в воздухе, носится козодой за бабочками или жуками, без промаха ловит их на лету. И все самых крупных, и все самых зловредных. Сколько на его счету спасенных сосен, берез, елей…, а помогает ему в этой охоте удивительное зрение. У этой птицы поле зрения составляет 360 градусов. Не поворачивая головы, он может свободно заметить, что происходит впереди него, сбоку и сзади. Если козодой будет гоняться только за тем, что приметит спереди, сыт не будет. С его ловким, вертким полетом ему ничего не стоит, приметив промелькнувшую сбоку или даже сзади добычи, сразу развернуться и схватить ее своей широкой пастью. Помимо размеров рта, по краю основания клюва имеются жесткие, щитовидные перья, еще больше увеличивающие «ловчую» поверхность рта.

Ножки у козодоя такие короткие, что, кажется, будто птица не сидит, а лежит на земле. Именно поэтому козодой не сидит на ветке поперек, как остальные птицы, а только вдоль, выбирая для этого толстую ветку. Однако в отличии от стрижа, при таких коротеньких ножках. козодой легко взлетает с земли.

Зимуют козодои в Центральной и Южной Африке, а к нам прилетают в первой половине мая. Гнездованию предшествует своеобразный ток. Песня самца – длинная «мурлыкающая» трель, напоминающая голос жабы, но с повышением и понижением тонов. Издают самцы и резкий короткий крик, сопровождая его хлопаньем крыльев.

И выводятся козодои не как другие птицы. Гнезда не строят. Самочка положит всего два яйца на опавшие листья и все. Редко кто увидит это гнездо или прильнувшую к нему птицу. Вспугнешь, когда чуть не наступишь на него. Бесшумно, вильнув по низу, сядет на валежину и… нет его.

Один натуралист обнаружил как-то в лесу самку козодоя, насиживающую яйца. Человек обошел гнездо, зашел к птице сзади и решил сделать снимок. Навел объектив и удивился – птица сидела к нему спиной и смотрела на него большими блестящими глазами, а голова ее по-прежнему была направлена вперед. Оказывается, у козодоя височный край глаз обращен несколько назад, благодаря чему он может сидеть, не двигаясь, и видеть все, что у него делается за спиной.

Птенцы выходят из яиц зрячими и покрытыми пухом, но совершенно беспомощными. После вылупления птенцов, скорлупа в гнезде – обуза. Ярко белая внутренняя ее поверхность может привлечь врагов. Другие птицы инстинктивно убирают скорлупу подальше от гнезда. Однако птица – полуночник поступает иначе. Самка лишь отодвигает скорлупу за пределы гнезда. Если скорлупу спрятать, то козодой, вернувшись с кормом, будет беспомощно летать над местом, где лежат незаметные в сумерках птенцы. Оказываются светлые половинки скорлупы яиц служат ему маяком для нахождения гнезда. Светлые с пестринками яйца также помогают козодою ориентироваться во время насиживания. После отлучки с гнезда птицы легко находят их в ночной темноте.

Когда вылупятся птенцы, козодои забывают всякую осторожность и самоотверженно стараются отвести врагов от гнезда. Для этого он ползает по земле, ложится на бок, взлетает и тут же падает. Некоторые козодои пробуют испугать человека: с шипением бросаются на него, раскрыв во всю ширину свой рот. Этот необычный рот и странный вид какой-то «безногой» птицы могут действительно напугать.

Птенцы козодоя в течение дня дремлют на земле, прикрытые родителями, а с наступлением сумерек начинается кормление. При кормлении птенцы забирают в свои клювики клювы родителей, и те переправляют им прямо в глотку принесенных насекомых. Осенний отлет на зимовку происходит в конце август, начале сентября. Само собой разумеется, что летят птицы ночью. В это отлетное время их нередко можно встретить в таких местах, где в другое время козодоев никогда не увидишь, например, в центре больших городов. Причем в городе птицы любят использовать для временного пристанища строительные площадки, сливаясь с мусором, откуда их часто приносят к нам сердобольные люди.

Иногда в желудке козодоев находят лягушат, дождевых червей и нелетающих жуков. Очевидно, при случае они могут находить добычу и на земле. Это было очень неожиданным открытием, так как всегда считалось, что козодой ловит добычу только в воздухе. В годы неблагоприятные для размножения насекомых, козодоям приходится нелегко. Они могут ослабеть, и тогда им нужна помощь. Так и произошло с птицей на фотографии. Ее принесли к нам совершенно обессиленной и истощенной. К счастью мы смогли ее выходить. Прожив у нас две недели, она восстановила силы и благополучно вернулась в природу. Взмахнув крыльями, она бесшумно исчезла в темноте.

Мало выводит птенцов эта незаметная птица. Нельзя стрелять в нее, как это делают некоторые легкомысленные охотники, неудачно простоявшие в лесу на вальдшнепиной тяге. Застрелить эту птицу на лету не трудно, так как она имеет особенность после неудачного по ней выстрела, приостанавливаться в воздухе, трепеща на одном месте крыльями, и таким образом представляет собой для выстрела из другого ствола, почти неподвижную цель.

Так что, попав в козодоя нечего тешить себя мыслью о своих непревзойденных снайперских способностях.

Козодой птица наиполезнейшая, беречь ее надо, впрочем, как и всех представителей Дикой Природы.