Найти в Дзене
Книжный мiръ

«Судьбы моей простое полотно…». К 100-летию со дня рождения русского писателя и барда Михаила Анчарова (1923—1990)

«Что было - не забудется, Что будет - то и сбудется, Да и весна уж минула давно. Так как же это вышло-то,         Что всё шелками вышито Судьбы моей простое полотно»? Наверное, многие не прочли, а пропели куплет из известной песни, которую можно и нужно считать народной. А ведь у этих строк есть автор – личность поистине уникальная, прозаик, поэт, бард, драматург, сценарист – Михаил Леонидович Анчаров.  «Завывают в поле эшелоны…» Мише исполнилось всего четырнадцать, когда он начал сочинять песни. Это было еще до войны, когда об авторской песне еще и слыхом не слыхивали. Но и его первые композиции ложились не на собственные стихи, а на строки Александра Грина, Веры Инбер и Бориса Корнилова. Когда в июле 1941-го фашисты рвались к Москве, Михаил сразу же отправился в райвоенкомат, чтобы пойти на фронт добровольцем, но студента МАРХИ отправили учиться дальше в Военный институт иностранных языков Красной Армии. Но повоевать на Дальневосточном фронте он все-таки успел, получив за личное му
Оглавление

«Что было - не забудется,
Что будет - то и сбудется,
Да и весна уж минула давно.
Так как же это вышло-то,        
Что всё шелками вышито
Судьбы моей простое полотно»?

Наверное, многие не прочли, а пропели куплет из известной песни, которую можно и нужно считать народной. А ведь у этих строк есть автор – личность поистине уникальная, прозаик, поэт, бард, драматург, сценарист – Михаил Леонидович Анчаров. 

«Завывают в поле эшелоны…»

Мише исполнилось всего четырнадцать, когда он начал сочинять песни. Это было еще до войны, когда об авторской песне еще и слыхом не слыхивали. Но и его первые композиции ложились не на собственные стихи, а на строки Александра Грина, Веры Инбер и Бориса Корнилова. Когда в июле 1941-го фашисты рвались к Москве, Михаил сразу же отправился в райвоенкомат, чтобы пойти на фронт добровольцем, но студента МАРХИ отправили учиться дальше в Военный институт иностранных языков Красной Армии. Но повоевать на Дальневосточном фронте он все-таки успел, получив за личное мужество орден  Красной Звезды и орден Отечественной войны II степени.

Тогда-то и прозвучали первые песни Михаила Анчарова на его собственные стихи – исполнял их он тоже сам, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре:  

Буфер бьется пятаком зеленым,
Дрожью тянут дальние пути.
Завывают в поле эшелоны,
Мимоходом сердце прихватив.
Паровоз листает километры.
Соль в глазах несытою тоской.
Вянет год, и выпивохи-ветры
Осень носят в парках за Москвой.

«Менестрельное искусство»

Только через два года после войны бывший десантник и кадровый офицер разведки смог вернуться к мирной жизни. Сердце просто рвалось к творчеству, Михаил даже во сне видел себя … успешным художником.  Реализовывать  свою мечту он начал на художественном отделении ВГИКа, затем перевелся в Суриковское училище. Все получается замечательно: новоиспеченный живописец, действительно, приобретает известность, но в жестко очерченных рамках Анчарову становится тесно – он идет учиться на курсы сценаристов и пробует себя в другом качестве. На новом поприще добиться признания долго не удавалось,  поэтому на жизнь приходилось  зарабатывать где только возможно, а для души существовали песни.

Авторские песни Анчарова, которые он называл «менестрельными», появились намного раньше тех, что сочиняли Окуджава и Высоцкий, но последним  повезло больше: творчество этих исполнителей было доступно широкой аудитории – в СССР уже продавались катушечные магнитофоны. Михаил Леонидович вспоминал:  

«все, что я написал, было из уст в уста... Окуджава, появившись, оценил преимущества магнитофона. Он записался, и все пошло».

Однажды в Доме ученых на каком-то «учено-артистическом мероприятии с участием интересных людей» Высоцкий подошел к Михаилу Анчарову, которого давно знал заочно:

«Так это вы и есть Анчаров? Тот самый? А я на ваших песнях учился, я их знаю и пою, могу хоть сейчас спеть».

Несмотря на значительную разницу в возрасте, барды крепко сдружились.  Высоцкий всегда отдавал должное  таланту своего старшего товарища и сохранял с ним теплые, доверительные отношения до конца своих дней. Анчаров, в свою очередь, называл Высоцкого настоящим мастером, который «все, что касалось песен, понимал с полуслова, его ничему не надо было учить - достаточно было сказать, что у него хорошо получается, а все остальное он понимал сам - это свойство больших художников».

«Я сражался и жил как умел ― по мечте...»

Песня помогла Михаилу Анчарову проявиться еще в одной ипостаси – писательской, научила работать со словом, которое должно обязательно доходить до души, и, как признавался мастер, именно ради слова – «вольного, неподконтрольного, личного» он и писал свои песни.  Роман «Самшитовый лес» - лучшее его произведение, которое читается с огромным удовольствием и сегодня.   

В 1971 году на центральном телевидении демонстрируется первый советский сериал «День за днём» по сценарию Михаила Анчарова. В каждой серии звучала его песня: «Ты припомни, Россия», «Кап-кап», и та самая, бессмертная «Стою на полустаночке»  в исполнении Нины Сазоновой. Телеповесть, как сказали бы сейчас, набрала такой рейтинг, что вместо запланированных девяти показали целых семнадцать серий, но зрители просили продолжать историю о жильцах огромной коммунальной квартиры ещё и ещё. Создатели сериала получили триста тысяч писем, что является своеобразным рекордом, до сих пор не побитым. 

В одном из интервью Михаил Анчаров раскрыл секрет популярности фильма: «Я хотел показать современников, отказавшись от изображения эпохальных событий и стопроцентных героев, и обратиться к будням, в которых всё, как ни крути, эпохально, ибо эпоха из будней и состоит».   

Почему же так мало сегодня говорят и вспоминают о разносторонней личности поэта, прозаика, драматурга, барда и создателя авторской песни Михаила Анчарова? Пожалуй, лучший ответ на этот вопрос дал писатель Юрий Ревич: 

«Если попытаться кратко выразить суть явления отечественной культурной жизни под названием "Анчаров", то это можно было бы сделать, на мой взгляд, так: Михаил Леонидович Анчаров есть несостоявшийся великий человек. В определении "несостоявшийся" нет обидного или горького подтекста - просто он не стремился стать великим».

***

Я люблю и смеюсь,

Ни о чём не жалею.

Я сражался и жил,

Как умел - по мечте.

Ты прости, если лучше

Сказать не умею.

Припадаю, Россия,

К твоей красоте!

И сто тысяч надежд

И руин раскалённых,

И сто тысяч салютов,

И стон проводов,

И свирепая нежность

Твоих батальонов

Уместились в твои

Полсотни годов.

На твоих рубежах

Полыхают пожары.

Каждый год – словно храм,

Уцелевший в огне.

Каждый год – как межа

Между новым и старым.

Каждый год – как ребёнок,

Спешащий ко мне.

На краю городском,

Где дома – новостройки,

На холодном ветру

Распахну пальтецо,

Чтоб летящие к звёздам

Московские тройки

Мне морозную пыль

Уронили в лицо.

Только что нам зима-

Ведь проклюнулось лето!

И, навеки прощаясь

Со старой тоской,

Скорлупу разбиваем

Старухе-планете-

Молодая выходит

Из пены морской.

Я люблю и смеюсь,

Ни о чём не жалею,

Я сражался и жил,

Как умел – по мечте.

Ты прости, если лучше

Пропеть не умею.

Припадаю, Россия,

К твоей красоте!

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!

 

Барды
3041 интересуется