Весной 1811 выпустит уже третью коллекцию по мотивам творчества художника. В этот раз мы вдохновились Густавом Климтом — австрийским автором, основоположником европейского модерна. А также человеком, который получил императорскую награду, возглавил бунт молодых австрийских художников и признан любимцем публики.
В этой статье мы расскажем о жизни и творчестве Климта и познакомимся с картиной, мотивы которой проходят красной нитью в лимитированной коллекции 1811.
Оппозиция искусству
Художник творил в период с 1876 по 1918 год. В 1880 году вместе с братом и другом Густав основал «Товарищество художников» — среди их первых заказов были фрески с классическими сюжетами для домов, театров и музеев, а уже в 1888 году от императора Франца Иосифа Климт получил награду «Золотой крест». Еще в это время современники отмечали новаторство автора, хотя Климт и творил в строгом академическом стиле.
В 1897 году, приехав из путешествия по Европе и сполна вдохновившись искусством, Климт стал соучредителем Венского сецессиона — объединения художников, которые выступали против академического жанра. В общем, некая оппозиция искусству XIX века. Единомышленники собрались вместе, чтобы экспериментировать, нарушать правила и создавать прикладное, а не музейное искусство.
Выражение неясных идей с помощью неопределенных форм
В 1886 году для Венского университета Климт написал «Факультетские картины» — настенное панно из рисунков. На нем аллегорично изображались факультеты юриспруденции, медицины и философии. На выставке автор показал первую работу «Философия», после чего 87 профессоров нарисовали свои подписи под обращением в Министерство образования. В послании они обвинили Климта в «выражении неясных идей с помощью неопределенных форм». После чего фурор произвела «Медицина» и более агрессивные образы в «Юриспруденции». Парадоксально, но в то же время Климт получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за «Философию». Именно эта ситуация стала Климту указателем в движении против течения венских искусств. Оценить весь «ужас» работ Густава мы можем только по черно-белым фотографиям, потому что все «Картины для университета» сгорели во времена Второй мировой войны.
Икона любви
Откровенная нагота женских тел, эротизм, детально прорисованные анатомические подробности — все это объединяло работы Климта. Его называли мастером эпатажа, а он и не был против.
Примерно к 1900 году начался самый яркий период творчества Климта — «золотой». Он полностью поменял подход к материалу, в работах стал использовать сусальное золото. Первая такая картина — «Афина Паллада».
В 1907-1908 году Климт сотворил свой «Поцелуй» — самую популярную картину и вдохновение для лимитированной коллекции.
Смотря на полотно, мы видим влюбленную пару на краю земли. Они стоят на коленях друг перед другом, а их фигуры сплетаются воедино. Женщина тает в поцелуе мужчины, а вокруг них золотое космическое пространство… и больше ничего. Их одеяния нетипичны — орнамент с одежды героини Климт привез из Италии, вдохновившись муранским стеклом.
Кстати, золотыми мотивами Климт тоже воодушевился в путешествии по храмам, где он увидел позолоченные византийские мозаики. И только представьте: художник в центре храма, вокруг него божественное, покрытое золотом, а после он пишет свой «Поцелуй». Что это, если не икона любви?
По одной из версий «Поцелуй» заказал богатый граф для дамы сердца. Он дал Климту медальон с изображением девушки и попросил нарисовать их вместе. Заказчику понравилась работа, но он не понимал, почему губы не сомкнуты в поцелуе. Климт объяснил, что он хотел написать миг «до», как трепетное и воодушевленное мгновенье. Но на самом деле художник сам влюбился в девушку с медальона и из ревности (или жадности?) не изобразил поцелуй.
Но так получилось даже лучше — страсть, желание, трепет, ожидание и порыв — все чувства сплелись воедино в шедевре Климта. До сих пор картину считают эталоном слияния женского и мужского начала в искусстве. Именно этой картиной дизайнеры 1811 вдохновились при создании принтов для изделий лимитированной коллекции.
«Три возраста женщины» или «Мать и дитя»
В сюжете этого творения воплотилась тема цикличности жизни — один из главных вопросов, волнующий художника. В произведении Климт описал не только периоды жизни, но и мироощущение женщины в каждом из возрастов.
Девочка-ребенок с картины символизирует чистоту и невинность женской натуры, ее мать — состояние умиротворения, любви и гармонии, словно Мадонна с нимбом из красок. А пожилая женщина, расположенная несколько отдельно от других героинь, символизирует последние годы (или дни?) женщины. Круговорот жизни, изображенный в «Трех возрастах женщины», говорит о бесконечном процессе рождения и смерти.
Ну как, вдохновились творчеством Климта? Мы — да!