Найти тему

Зачем маленьким детям культура и искусство? Часть II. С первой ноты

С музыкой и сложно, и просто одновременно. Есть люди, которые не знают имени ни одного художника, названия ни одной картины, но нет такого человека, который бы не знал ни одной песни и ни одного исполнителя. Другой вопрос, что это за музыка?

Для начала важно принять тот факт, что в любом музыкальном жанре и направлении есть талантливые музыканты. Даже если вы с молодых ногтей слушаете Гайдна и Шопена, а ваш папа — поклонник саксофона Чарли Паркера, это не значит, что ребёнок не должен слушать, как Эминем читает рэп или громкий рёв Imagine Dragons. С другой стороны, у ребёнка должна быть база, чтобы во всей этой музыкальной какофонии, он смог выделить удачные ноты. Как же эту базу создать?

До переходного возраста, ребёнок, как правило, перенимает вкусы родителей, а потом начинает «бунтовать», искать своё. Но, если он с детства привык к качественной музыке, то и та, новая, своя музыка, будет хорошего уровня.

Поэтому ловите момент и уже где-то с 7 до 12 лет, пробуйте разное —концерты в консерватории, органные вечера в красивых готических соборах (антураж имеет значение!), музыкальные фестивали и праздники, живые концерты в клубах и на улицах, когда ребёнок может не только слушать, но и участвовать — танцевать, подпевать, получать самые разные впечатления.

-2

«Прививка» музыкального вкуса. Пять правил:

  1. Важно слушать музыку отдельно, не фоном, а в спокойной обстановке, то есть посвящать время именно ей.
  2. Композиции нужно слушать целиком, ведь нельзя судить о книге, не дочитав её, с музыкой так же.
  3. Для вдумчивого прослушивания подбирайте композиции тщательно, основываясь на предпочтениях вашего ребёнка. Если хотите поставить ему что-то новое, подумайте заранее, чем объясните выбор, на что посоветуете обратить внимание до прослушивания и о чём будете говорить после. Не грузите ребёнка сложными музыкальными терминами и философией, лучше всего в форме игры представить, о чём эта мелодия, какой мультфильм, сказку, рассказ она могла бы сопровождать.

4. Конечно, ребёнок может слушать музыку и один, но совместные прослушивания должны быть обязательно. Пусть это станет традицией. Каждый член семьи по очереди ставит свою любимую композицию и вы вместе её обсуждаете. Кстати, можно и петь хором!

5. Старайтесь обращать внимание ребёнка не только на хорошую музыку, которая играет из соседского окна или по телевизору, а и на звуки природы — пение птиц, шелест листьев, чтобы потом уметь услышать их в музыке.

Виктор Гартман «Балет невылупившихся птенцов»
Виктор Гартман «Балет невылупившихся птенцов»

Нюхаем музыку

Пока ребёнок ещё маленький, играйте с ним в музыку. После прослушивания композиции, вместе старайтесь зарисовать ваши эмоции, это могут быть и образы, и фигуры, и просто цвета.

А ещё можно представить, чем музыка пахнет — дождём или морем, солнцем или травой, костром или булочками с корицей...

Вообще игра в ассоциации — одна из самых полезных и при этом весёлых. Можно и сценки показывать «по мотивам» мелодий. Здесь вам помогут опера или балет, их сюжеты известны и можно воплощать у себя дома, ну, хотя бы танец маленьких лебедей.

В искусстве всё взаимосвязано: музыканты вдохновляют художников, а художники — музыкантов. Так, Модест Мусоргский написал свой цикл «Картинки с выставки», побывав на выставке художника и архитектора Виктора Гартмана. «Гном», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов»… Попробуйте с ребёнком нарисовать эти музыкальные сюжеты, а, может быть, и изобразить в танце, движениях...

-4

Изучаем музыкальные инструменты

Со временем ребёнок научится слышать звуки разных инструментов. Ну, скажем, пианино сложно с чем-нибудь спутать даже непосвящённому, а вот отличить скрипку от альта или трубу от тромбона — это уже задача для тех, кто в музыке хоть что-то смыслит.

Здесь вам помогут живые концерты или их видеозаписи, где видно музыкантов, так легче понять, откуда какой звук идёт.

А ещё у нас есть замечательная книжка Анны Хопты «Нарисованный оркестр», которая поможет вам и вашему ребёнку познакомиться со множеством инструментов и даже послушать их! Вы узнаете, сколько струн и педалей у арфы, какие бывают духовые инструменты и чем отличается маримба от ксилофона, про невидимок и концерт для печатной машинки с оркестром.

Нарисованный оркестр. Челеста, клавесин, фортепиано

Искусство — это не только международный язык общения, изучение которого развивает человека (и маленького, и большого) духовно, искусство даёт представления об истории, культуре, обычаях разных времён и народов, помогает смотреть на мир шире, видеть больше, чувствовать ярче. И самое прекрасное, что можно изучать искусство не только в кружке с педагогом, но и вместе с мамой — развиваясь вместе и радуясь совместному досугу — что может быть более ценным?