Найти тему
KeepRise

Как ценообразовывать, не нарушая закон

Оглавление

Хоть отечественный рынок во-многом гораздо свободнее, чем в развитых капиталистических странах, ценообразовательная практика не лишена своих лимитов и ограничений со стороны законодательства. В данной статье мы рассмотрим фундаментальные (и не очень) законы, имеющие прямое влияние на процесс установления цен. На практике такие проблемы встречаются нечасто, но все же лучше их избегать. А поскольку незнание законов не освобождает от ответственности, предпримем попытку собрать здесь все самое нужное и любопытное для знакомства.

Закон о защите конкуренции

8 июля 2006 года в Государственной Думе РФ был принят Федеральный Закон “О защите конкуренции”. Он пришел на смену закону 1991 года, который назывался немного проще “Закон о конкуренции”. В контексте систем ценообразования цена конкурента – важнейший фактор, на который опираются все. И это норма для рыночной экономики. Но если вы работаете в крупной федеральной ритейл-сети, то установить цены “прямо под конкурента” – может быть небезопасной практикой.

Для самых стойких и очарованных юриспруденцией ссылку на закон оставим тут. (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/).

Мы сделаем акцент на 11 статье “Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов”. Если одним словом описать эту статью, то им станет слово “картель”.

Картель — форма
монополистического объединения или соглашения, в котором каждое предприятие, вошедшее в состав картеля, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность.

Поясним на примере: наша компания – один из крупнейших продуктовых ритейлеров в стране. Часть ценообразовательной стратегии компании – “стоять в ноль” по цене (ничем не отличаться от конкурента) на 20% ассортимента. Предположим, что должные бизнес-ограничения не были выставлены, и конкурент меняет цену на продукт из “отслеживаемого” ассортимента. Наша цена поменялась вслед за инициативой конкурента. Обе сети, наша компания и конкурент, являемся крупнейшими продавцами этого продукта. Эта ситуация похожа на соглашение между хозяйствующими субъектами-конкурентам, что запрещается вышеуказанным законом.

Возьмем реальный пример – “сахарный сговор” “Магнита” и “Пятерочки” ровно год назад. В связи с крайне высоким спросом сахар исчез с полок. Федеральная антимонопольная служба заподозрила компании в сговоре: не выгружать сахар на полки для поддержания ажиотажа спроса. После, цены на сахар действительно повсеместно подскочили в 1.5-2 раза. Однако, это чрезвычайное происшествие, возбужденное определенными событиями. У обеих компаний возникли трудности с удовлетворением резко нахлынувшего спроса.

Сложность здесь в том, что одинаковые экономические действия со стороны двух хозяйствующих субъектов могут интерпретироваться именно таким образом.

Подобных кейсов очень мало, так как доказать сговор – штука непростая, но иметь эти сведения в виду все же стоит.

Акцизы

Акциз — косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления внутри страны.

С акцизами знакомы все. Акцизами обладает лишь определенный список товаров, который регламентируется Налоговым Кодексом РФ в 22 главе, которая так и называется “Акцизы”. Коротко перенесем основное из этого списка:

› Лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию
› Табачная продукция;

› Алкогольная продукция

› Отдельно выделяют пиво

› Автомобили легковые

› Бензин, топливо и масла

Внутри акцизов есть ставки – цены, ниже которых нельзя продать. Ставки бывают трех видов: твердые, адвалорные и смешанные. Твердые устанавливаются в рублях (Нельзя торговать пивом ниже 25 рублей за литр). Адвалорные устанавливаются в процентном соотношении (например НДС является адвалорной ставкой). Смешанные предусматривают комбинацию этих параметров. На самом деле большинство акцизов являются смешанным, так как даже при твердой ставке учитывается адвалорный компонент.

Что ценно для ценообразования тут? Прогнозировать адвалорный компонент акциза реально при помощи анализа исторических данных изменения ставки (без учета ЧП) и рыночной динамики конкретной продукции. Продажи табака упали на 12%? Адвалорный компонент будущей ставки вряд ли будет ниже. При составлении отдельных расчетов это может повысить прогнозируемость. Помимо очевидных причин строгой регламентации цены, данные об акциях также необходимо принять к сведению.

Фармакологические ограничения

Пожалуй, самая сложная ситуация обстоит на рынке лекарственных препаратов. Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 учрежден перечень ЖНВЛП – жизненно необходимых важнейших лекарственных препаратов. Полный перечень можете найти по ссылке. Перечень этот гигантский. Социальная политика государства накладывает ограничения на всех агентов фармацевтической сферы – производителей, опт и розницу. ЖНВЛП занимает немалую долю ассортимента аптек, но устанавливать на них цену выше порога запрещено. Ошибиться здесь очень просто: партии могут приходить разного объема, объем, в свою очередь, может приводить к изменению ограничений, что после отражается на цене.

Также в России действует запрет на установление завышенных цен на лекарства, установленный Федеральным законом "О лекарственных средствах" от 12 апреля 2010 года №61-ФЗ.

Помимо этого, в России существует лимитирование роста цен на лекарства, которое осуществляется через установление порядка индексации.

Поэтому аптекам приходится зарабатывать на товарах, которые не относятся к категории жизненно необходимых. Однако и тут не обойдется без нюансов – те лекарства, которые отпускаются по рецепту, нельзя выставлять на витрины. Логика, в этом, безусловно есть, но подобные ограничения делают работу ценообразования в сфере фармакологии крайне нюансированной.

Выводы

Законодательные ограничения ценообразования подспудно свидетельствуют в пользу автоматизации. Современные технологии позволяют интегрировать правовую базу в систему и лишить работников необходимости отслеживать ее самостоятельно.

Коллеги, мы не обсудили нефтяную сферу, отдельные нюансы условий реализации алкоголя и нефтепродуктов, но мы будем рады, если вы поделитесь своим опытом взаимодействия с законодательством в контексте ценообразовательной практики в комментариях!