Ольга Фирсова — неоднократный обладатель номинаций на премию «Золотой софит», актриса-кукольник, основательница детского кукольного театра СЕНИ.
— Ольга, расскажите, чем отличается актер-кукольник от обычного актера? Что такого должно быть в ДНК человека, чтобы он стал кукольником?
— Ну, во-первых, мы все очень скромные (Смеется). Нас как бы нет: исчезаем за ширмами. А еще кукольники просты в общении, с ними легко заводить дружбу. Однажды я снималась в кино, переманила туда своих кукольников из театра. И режиссер отметил, насколько они естественны в кадре, как кошки. В них нет театральности, драмы, нет наигрыша. Или вот есть у нас актриса Полина Васильевна. Спрашиваю ее: “Не хотите в кино сняться?”. А потом режиссер, с которым я сдружилась, рассказывает: “Она потрясающая! Настолько естественная, всех переигрывает и очень просто относится к съемке, не считает ее культом. Мол, как сыграю — так сыграю. Как в жизни”.
Драматические артисты на кино, возможно, делают бОльшие ставки, им надо зарабатывать, это их хлеб. А наш — лепить кукол из папье-маше. Вот ты придумала что-то: летом лепишь, осенью выпускаешь спектакль. Пробуешь с артистами: если все получится, значит, будет спектакль, придут дети смотреть. Думать о себе — не наша задача. Мы думаем о зрителях.
— Как лично Вы открыли для себя мир кукол?
— Меня не взяли на драму (Смеется). Зато взяли на куклы: набирал классный мастер, который обо мне и еще пятерых мальчишках сказал: “Оставим малышей на куклах”. Для меня это было трагедией. Казалось: кукольники — позор! Вот эти вот петрушки на ширме? Была стыдоба непомерная, которая продлилась полгода-год, и даже на втором и третьем курсах мы немного ущербно себя чувствовали.
А потом начались капустники, и у нас они были самые классные... Ребята с драматического факультета нас уважали: мы делали классные этюды-наблюдения за детьми, за животными. И куклы нас выручали. Сейчас я так благодарна, что меня не взяли на драму! Девчонки с драмы постоянно просили нас что-то сшить для них: веер, юбочку… Мы все умели делать руками. И благодаря этому навыку сейчас я иногда себя чувствую немного созидателем. Могу скачать выкройки и быстро сшить по ним классные костюмы. Захотела поставить спектакль — создала его своими руками… Ни разу не пожалела, что я кукольник, хотя, конечно, тот перелом нужно было прожить, доказать что-то себе. Теперь же мои руки меня спасают, и эти куклы, которые “мертвые, не живые, страшные, старые” — иногда могут сотворить настоящее чудо…
— У Вас большой актерский опыт: вы играли и в новаторском театре “КукФо”, и в государственном Большом театре кукол (БТК). А ваш “Театр Сени” — он какой? Похож на них или со своими чертами?
— Эти театры — мои учителя, друзья. Та же Аня Викторова (художественный руководитель КукФо — прим.), которая собирает за свои спектакли все премии: и за работу художника, и за лучшую постановку… Я постоянно наблюдала за ней: как она ползает по сцене, сама разбирает провода, соединяет розетки-пилоты, поправляет лампы. Сама придумывает, лепит, кроит… Великий режиссер Резо Габриадзе, ее учитель, говорил, что кукольник должен уметь делать все сам. И, конечно, я учусь у нее.
От открытия театра она меня отговаривала: ”Не делай этого! Ты пропадаешь в рутине, не будет творчества”. И сейчас я, конечно, страдаю, потому что рутины правда много, надо по-хорошему ее делегировать, но не получается пока. Хочется самой заниматься проводами, папье-маше, светом, звуком, видеть сборку спектакля… Это все ужасно неправильно.
Так что, пока я где-то между своими учителями. Наблюдаю, слежу, учусь… И даже случаются награды на уровне с ними. Вот мы жили 8 лет, о нас никто не знал, и вдруг приходит комиссия и говорит: “А знаете, хотим вам дать ту же стипендию, которую когда-то дали Руслану Кудашову”. “Господи,- думаю, — дожила, научилась!”.
— Если бы можно было одним словом описать Театр Сени — какое бы это было слово?
— Беспорядок (Смеется). Ну правда, мы еще только-только встаем на ноги. Восстанавливаем репертуар, еще много хвостов, которые надо доделать. Мне очень хочется репетировать, но пока занята. В итоге устраиваю себе ночные репетиции. Сама выношу декорации, хожу, говорю, плачу, пою, вожу кукол…
Что у нас за театр? Маленький малыш, малышок в памперсах. Только-только встаем на ножки. Не хотела бы даже говорить, что это прямо театр, просто проба пера. То, что мы театр, нужно еще доказывать и доказывать.
— Давайте поговорим о зрителях. Как думаете, чем отличаются зрители спального района от зрителей центрального? И какой он, ваш зритель?
— Года 4 назад у меня была возможность сыграть наш спектакль в центре и я заметила великую разницу. В центре очень учтивый зритель, который смеется, даже если не смешно, помогает… И если к нам приезжали играть артисты из центра, я говорила им: “У нас немного другой зритель”. Но потом видела, что артисты играли с удовольствием, получали обратную связь от наших детей и взрослых... Так что, сейчас большой разницы нет. Тем более, у нас довольно элитный район, много разных семей.
Но вот что заметила: отзывы перестали писать. При этом, понимаю, что дело не в нас, потому что мы стали лучше. До пандемии их присылали чуть ли не каждый день, а сейчас что-то изменилось. То ли из-за того, что помещение новое, то ли отношение к нам поменялось. Но думаю, в большей степени на взрослых так повлияли события в мире. Видно, что людям больно и они приходят сюда исцеляться. Приходят раздраженные, уходят счастливые.
— Кстати про помещение. Раньше вы располагались в кинотеатре “Восход”, сейчас у вас маленькое, но уютное помещение на проспекте Героев. А как считаете, в Красносельском районе, и вообще в спальном — нужен большой детский театр?
— Ну, смотрите, у нас Солнечный город разросся... Появляются новостройки, за каналом строятся дома, скоро они заселятся и, конечно, нас разорвут в клочья. Мы и так играем в будни по несколько спектаклей в день, для садов и школ. А ведь всего 6 месяцев работаем. Возможно, и возникнет какой-то филиал, но небольшой, потому что мы частники, не можем позволить себе огромное помещение. Не надеемся ни на кого, только на себя.
На Петергофском шоссе много заброшенных особняков, в парке, у прудов. Вот их бы отдать под библиотеки и детские театры. Театр нужен! А детский театр нужен обязательно. У нас уже сейчас нет отбоя от желающих заниматься в театральной студии, листы ожидания заполнены. Поэтому и помещение нужно, и филиалы нужны.
Скоро встанем на ноги и будем расти, заниматься творчеством. Будем отбирать детей для занятий уже серьезнее, устраивать кастинги, придется кому-то отказывать, обижать… Не всем будет хватать билетов, их и так уже не хватает. Может, и конкуренты появятся, только рады будем.
— Кстати, поздравляем вас с Днем работника культуры, прошедшим Днем кукольника и наступающим Днем театра! Желаем процветания, а лично Вам — умения делегировать и отдыхать. Чтобы у такого светлого, лучезарного человека было большое свободной энергии и меньше “головняка”.
— Спасибо! Опыт показывает, что чем больше головняка, тем больше свободы. Когда ты в драйве, не засиживаешься, а постоянно что-то делаешь, даже разгребая рутину — можешь параллельно в голове готовить новую идею, думать, созидать… Кстати, скоро у нас выйдет новый спектакль, по картинам Марка Шагала. По сюжету, из одной из них, висящей в музее во Франции, к зрителям выйдет его мама в моем исполнении (очень хочу сыграть живым планом эту роль). Она расскажет о судьбе художника, его жизни, а затем снова скроется в картине. Будут оживать и герои его полотен, и персонажи из его детства.
— Благодарим вас за беседу и желаем успеха!
Интервью и фото: Александра Лахтина @Sashiable
Для канала: t.me/etotozhepiter
Post scriptum: Фотографии со спектакля "Маленький Моцарт". Режиссер Ольга Фирсова.
Спектакль «Маленький Моцарт» – награжден Дипломом XXVIII фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям» за приобщение ребенка к миру музыкальной культуры.